А теперь от мирового уровня опустимся на провинциальный и от заслуженного предпринимателя РФ Ирины Ульяновой узнаем, «как получить максимальную прибыль» в небольшом садовом центре. Оказалось, правда, что центров у Ирины немало, дело поставлено на широкую ногу, а сама Ирина — это настоящий большой фонтан, не из Одессы, правда, а из Тулы! Подкупает в ней всё. Она — творческий, энергичный, цельный человек. Живёт, следуя Конфуцию: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в жизни». Речь её предельно деловая — «скажу, как практик для практиков». Мы не закрываемся на зиму, хотя «в короткий день и выручка невелика», работаем в Интернете, в сезон по садовым товариществам разъезжает посадочная автолавка, приглашаем людей на фестиваль роз, помидоров, огурцов, флоксов, предлагаем услугу «садовник на час». Надо планировать свою работу (не просто в деньгах, а в штуках!) на 5 лет, на три года, на год… а ваш работник, пусть планирует на день. «Продавец должен быть с деликатностью и умный». У одного из руководителей нашего центра три тысячи сортов томатов. Считайте ёмкость рынка — мирового, федерального, регионального. Учитывайте воронки продаж, рост показателей среднего чека. Умейте слышать покупателя, ведь он воспринимает товар как удовольствие, а цену как раздражение. Выходите в зал и работайте в качестве продавца, и многое вам станет понятнее. Похоже, что из «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно, Ирина чаще всего носит оранжевую (оптимизм) и зелёную (креативность). Может впервые за многие годы, мне довелось услышать человека, который не сетовал на обстоятельства, погоду, негодную власть и прочие напасти, а говорил, как много при желании можно сделать уже сейчас, например, получить дешёвые кредиты. «Сегодня не зарабатывает только ленивый», — заявила Ирина и обратила внимание слушателей на «голубые океаны» — неизвестные нам пока участки рынка.
Дмитрий Иванцов (Новосибирский центр природного земледелия «Сияние») рассказал о своём долгом, нелёгком пути, как дошёл он до жизни такой, как удалось объединить 40 садовых центров и как они могут взаимодействовать. Указал на две негативные тенденции последнего времени — сокращение количества садоводов и продажа растений и садовых товаров в сетях. Мы объединялись как клуб делового общения, обмена опытом, что просто, эффективно, бесконфликтно. Переход к совместному развитию, корпоративным проектам — дело сложное, конфликтное, затратное по времени. Первоначально нас объединила агротехника природного земледелия. Издаём ежеквартальную газету, созданы школы садоводов, проводим эксперименты, например, по эффективности применения препарата «Сияние» или «Яблони на холмах». Активно работаем на сайте, где у нас и клуб, и школа садовода, и интернет-магазин. Заходите и вы, ознакомьтесь с нашей «Физиологией успеха».
Ирина Любченко, генеральный директор питомника Никитенко, назвала, а затем разрушила до основанья доподлинно известные ей «стереотипы мышления руководителей садовых центров». Нельзя иметь небольшой ассортимент; только дешёвый товар («самое ходовое у нас 15-20 литров», т. е. «дороже Каменного моста»); решать за клиента, что «это ему не надо; даже с уценкой, продавать некачественные растения («товар у нас лицом кажут», «плохое растение убрать с глаз клиента»); не иметь сопутствующих товаров («основной товар идёт то лучше, то хуже, а «сопутка» всё время растёт»); не иметь живого толкового консультанта («клиент не должен уходить с ощущением, что ему продали что-то ненужное ему»); непрозрачные цены, качество товара, сортность; не иметь элементарного сервиса; не работать с персоналом («учите продавцов говорить то, что надо») и, наконец, лучше, если руководит центром не хозяин. 120 лет назад «сопутку» один из завсегдатаев Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) представлял так: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» — прямо из сада!»
Александр Толоконников из Новочеркасска рассказал о демонстрационных садах при питомниках и садовых центрах. Ландшафтным дизайном занимаюсь с 1995 года, у меня мастерская, школа, преподаю и обучаю. Важно, как люди взаимодействуют с людьми и с садами. Сейчас специализируюсь на парках. В моей реальности маркетинга, мерчандайзинга не существует. Вот мой план создания демонстрационного сада — «1. Исследование и анализ. 2. Идея. 3. Проект и реализация. 4. Эксплуатация». Первым делом собираю информацию о месте сада, о возможных его посетителях. Прежде, создавая парк, я занимался только пространством, теперь ещё и взаимодействием с посетителями будущего парка. Выясняю, что надо сделать, чтобы любителям спорта, танцев, йоги, художникам и т. д. было у нас интересно. Нужна сильная идея, ибо «либо будь особенным, либо становись в конец очереди». Созданное должно не только поддерживаться в порядке, но и развиваться. Как только развитие прекращается — жизнь и объекта, и субъекта заканчивается.
Надо решить массу вопросов — как подъехать, где покушать, проявить активность творческую и двигательную, купить сувениры (книги, растения), где остановиться.
Большая моя работа — «Парк ив» в Тюмени. 1,7 га. Там комплекс — питомник Ахмечет с «растениями сибирской закалки», садовый центр «Астра», где эти растения продаются и парк, где эти же растения представлены в лучшем виде. При них — клуб цветоводов, школа садоводов, фестиваль садов. У Ахмечет самая большая в России, а может и в мире, коллекция ив — 90 видов и форм. Все они представлены в парке. Собственно говоря, у нас три долины — три парка. Наш парк, где мы смотрим друг на друга, японский сад, где каждый смотрит на самого себя и сад «новой волны», где мы смотрим на мир. Да ещё долина роз для «женщины в белом».
Наталья Самойленко, дендролог компании «Евро-Плант» (СПб) очень своевременно доложила «как продвигать товары садового центра в современных условиях для современной аудитории». Начала с покаянного заявления, что у них всё не так, как у людей — они «небольшие», земли у них 8 соток, линейка у них узкая, зимой они не работают, ничего не выращивают, торгуют только импортным материалом. Вот уже много лет они считают главным качество товара, и, чтобы «клиент ещё вернулся». Старая прибаутка «На нашем торгу всё сойдёт» у нас не проходит. Предлагаем услугу — посадку (берём 40% от стоимости товара), направляем сервисную бригаду в составе 1 человека и гарантируем в течение одного года. Выпад растений — 0,2-0,5%. Активно работаем в Интернете. Ютуб каналы могут приносить деньги.
И, наконец, Татьяна Садчикова (Ilbosco) и Дмитрий Ферцер (Садцентр), исходя из практики работы многофункционального ландшафтного садового центра, поведали о том, как они помогают людям создавать «идеальные сады». Настоящий итог работы — не продажа растений или плёнки, а сад. Тут и продажа, и ландшафтное проектирование, и производство. Мы за индивидуальный подход к каждому растению. Апробировали, например, магнолию звёздчатую, и теперь уверенно будем рекомендовать её к продаже. Питомник будет на 60 гектарах, 50 из них уже засажены. Слушая и наблюдая за этим дуэтом, понимаешь, что они свои люди и сочтутся, а их компании работают так же слаженно и эффективно. У нас народ, вроде бы коллективистский, общинный, а образцов слаженной работы не так уж много. А ведь вместе, как показали Татьяна и Дмитрий, можно решать вон какие задачи, дарить клиенту не смутную надежду («может вырастет»), а конечный желанный продукт — сад.
Кроме того, состоялись презентации нескольких питомников и садовых центров — Вашутино, Гарден Маркет, Магазин для питомников, комбинат агротехнологий «Азур-Нива». Их представители громко, весомо, доказательно говорили о своих достижениях. Даже тем, кто сомневается в правдивости сказанного, следует посетить эти центры, чтобы развеять свои сомнения, убедиться в качестве продукции и начать работать с ними.
Выслушав докладчиков, обдумав сказанное и напечатанное, последуем рекомендации главного «зелёного стрелочника» Дмитрия Баранова — поторопимся «применить знания, которые получили на семинаре».