Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

САД-ЛЕС. Натуральный сад на Виа Дзумбини 39, Милан. Статья Витторио Перетто. (Издание 2021)

Поделиться

"Движущийся Сад  интепретирует и развивает энергии, присущие этому месту, и работает в согласии с природой, а не против нее. Свoим именем он обязан физическим передвижениям некоторых видов растений на почве, которые садовник интерпретирует в своей манере. Цветы находятся посреди тропы и заставляют садовника делать выбор: сохранить тропу или сохранить цветы? Движущийся сад рекомендует уважать те виды растений, которые растут сами, автономно. Эти принципы идут вразрез с формальной конпепцией сада, который, в этом случае, полностью доверяется рукам садовника. Постоянно меняющийся дизайн сада - результат труда того, кто за ним следит, а не плана, разработанного за дизайнерским столом."
                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                                          Жиль Клеман, Новые сады планеты, 2007.


 

Трудно представить себе современный сад, не принимая во внимание те изменения, которые сейчас переживает наше общество, без учета тенденций к инновациям и не вспомнив слова Жиля Клемана, который опередил время своими идеями в 2007.

Как актеры, исполняющие главные роли в тех изменениях, через которые проходит сейчас наше общество и в особенности наш город, Милан, сейчас мы более чем когда-либо несем ответственность за то, чтобы оставить в прошлом старые методы и представить новые роли для сада.

Цель "сделать наилучшим образом с меньшими средствами", пересматривая приоритеты в расстановке, управлении и технических решениях в фазе реализации основывается на фундаментально важном предположении - научиться рассматривать растительный пейзаж как действующее лицо, участвующее в жизни людей, а не как просто вид или, что еще хуже, декорации на заднем плане.Это переосмысление видения человеком окружающего мира может сегодня переживать подъем: моменты кризиса, какими бы ни были причины, заставляют нас переосмысливать реальность, помогают отделить существенное от неважного, найти ресурсы там где их, казалось бы, не былo и, в конце концов, пробовать новые решения , в то время как старые, использованные доселе, уже начинают быть неактульными.

Проeктировка сада в кондоминиуме на участке с сельскохозяйственным прошлым, полузаброшенным за прошедшие годы и в данный момент являющимся частью урбанистической структуры такого метрополиса как Милан предоставляет нам возможность задуматься о том, как связаны антропные процессы и сила природы.

Самый эффективный подход к тому чтобы запустить процесс трасформации и регенерации в качестве первого шага подразумевает наблюдение и изучение места: на этой стадии мы концентрируемся на качестве локации, чтобы глубже понять и создать образ на нескольких уровнях, что полезно для узнавания и описания.

Часто в быту, говоря о растениях, мы думаем о стабильной или даже статичной картине. Однако, именно именно на улице Дзумбини 39 мы видим, насколько все это не так: перед нами быстрoe и спонтаннoe формирование ботанической "сети" - живой, сформированной огромным количеством существ, которым суждено расти, размножаться, стареть и умирать. Отказ человека от доминирования на территории, пусть и временный, позволяет природе отвоевать обратно свое пространство так своевременно, что это красноречиво говорит о нашей ошибочной антропоцентрической идеологии.

Перед нами материализуется врожденная тенденция растений к тому чтобы колонизировать место, взять на себя превентивную роль, роль первопроходцев, которым суждено создать условия для зарождения других видов, более крупных; они, в свою очередь, интегрируются с предыдущими и завершают захват территории. Все это, очевидно, происхoдит в совместимости с имеющимися ресурсами (свет, климат, вода, плодородность) и генетическими факторами, типичными для каждого вида. Сегодня видно, как совершенно спонтанно достигнута определеная степень сложности вегетативных ассоциаций, как количественно, так и качественно..
 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕСТА

Рядом с типичными видами для долины , таких как Acer platanoides (клен), Ulmus minor (вяз), Celtis australis (Каркас южный), Populus alba (Белый тополь), Zelkova carpinifolia (Дзельква граболистная), Sambucus nigra (Бузина черная), Rubus ulmifolius (ежевика) ed Hedera helix (плющ) растут и те, что связаны с присутствием человека - фига, мушмула, слива, груша, орех, олива, банан и серенелла. НА ЗЕМЛЕ: Cynodon dactylon (драминия), Viola odorata (фиалка), Convolvulus arvensis (Вьюнок полевой) , Taraxacum officinale (собачий зуб), Potentilla reptans (лапчатка ползучая), Sonchus oleraceus (Осот огородный), Carex elata (осока высокая) и Setaria viridis (щетинник зеленый).
Растения являются биоиндикаторами, и их присутствие на земле дает наблюдателю важную информацию: растительное наследие позволяет предположить, что мы имеем свежую почву с хорошим содержанием влаги и фертильностью.
В случае с садом на Виа Дзумбини 39 мы сразу чувствуем, как спорадическое и спонтанное плодоношение обитающих здесь растений в сочетании с общей заброшенностью за многие годы привело к плотной и разнообразной колонизации места очень своеобразным смешениeм спонтанных видов (бузины и тополя), аллохтонных инвазивных видов, типичных для городских территорий (аилантусы) и декоративные и фруктовые растения , посаженные жильцами (розы, бананы, мушмула, сливы, фиги, гранаты, орех). Как сказал бы Сандро Пиньятти, перед нами "натуральный растительный потенциал - мы имеем в виду натуральную вегетацию, которая формируется на этом участке в актуальных экологических условиях и принимая во внимание любые факторы внешнего вмешательства".

 

Это сосуществование - тип природы, который мы видим ежедневно в наших городах. Это - гибридная реальность, в которой искусственное (сделанное человеком) и натуральное не просто живут вместе, но и дают жизнь новым экосистемам, в которых пересекаются садоводство, плодоводство и экология.

КОНЦЕПЦИЯ

Часто бывает, что в саду сообщество растений (которое формируется на основе их устойчивости, поскольку именно союз делает их сильнее) не является обдуманным. Итак, мы видим растения, расположенные как объекты, а не как субъекты. Посаженные дома, забыв, что природа является лучшим источником вдохновения и сама оптимизирует все слоями, типичными для спонтанной вегетации.

То, что мы сейчас сделаем здесь на Виа Дзумбини с той ситуацией, которая уже есть, нацелено на оценку и воссоздание натуральной модели, с учетом конкретного дизайна, который будет гармонично сочетаться с пространством и с теми требованиями, которые нужно принять во внимание.

Сосуществование разных видов, гибридизация созданного человеком и природой, послойная модель спонтанной вегетации - ключевые концепции дизайна для кондоминиального сада виа Дзумбини 39. Понятие, которое сможет все это вместить - так называемый "сад-лес" (также определение "пищевой лес" или "съедобный сад"), как его определяет Мартин Кроуфорд (один из первых европейских экспериментаторов с многолетним опытом и многочисленными исследованиями):  "Сад с растениями, полезными для человека (прямая польза - растения со съедобными плодами, либо непрямая польза - растения, которые привлекают полезных насекомых) смоделированный на структуре молодого леса".

Сад-лес имитирует послойную структуру молодого леса.
Первый уровень: деревья с высоким корнем, дающие съедобные плоды (например, каштан или орех) или выполняющие иные функции как фиксация азота (робиния) и привлекать насекомых-опылителей (Celtis australis, или каркас), образуют связь между каркасом и опылителями.
Второй уровень: маленькие деревья или большие кустарники (небольшие фруктовые деревья, лесной орех)
Третий уровень: низкие кустарники (лесные ягоды - малина, ежевика, черника)
Четвертый уровень: многолетние травянистые растения (ароматические травы, лекарственные травы, декоративные и тд.)
Пятый уровень: подземный слой с корневыми системами растений (корни, корневища и клубни)
Шестой уровень: растительный почвенный покров (клевер и плющ образуют живую защиту и ограничивают эвапотpанспирацию)
Седьмой уровень: вьющиеся растения (вьюнок или похожие)

Поэтому мы можем определить Лесной сад как «сознательно спроектированную экосистему, которая имитирует структуру и функции леса, принимая во внимание климат местности, в которой он построен».

Для сада  на улице Дзумбини 39 характерно сосуществование дикого и культивированного. Это естественный элемент, вставленный в контекст кондоминиума, далекий от идеи традиционной природы, но в то же время легко узнаваемый, способный предложить эстетический, чувственный и эмоциональный опыт. Он богат биоразнообразием и представляет собой сообщество живых существ, способных также обеспечивать пищу.
 

ЦЕЛИ
◦ Распространение экологической осведомленности
◦  Научить смотреть на природу в целом и, следовательно, думать о саде не только в терминах растений, но как о сообществе живых существ (людей, растений и животных) и их взаимосвязях;
Отстаивать идею о том, что растения оказывают нам услуги (например, с точки зрения здоровья, благополучия, управления дождевой водой, здорового воздуха, консолидации земель);
◦ Создавать зеленые насаждения, способные улучшить микроклимат, комфорт окружающей среды и визуальное восприятие места, чтобы улучшить повседневную жизнь тех, кто там живет;
◦ Помогать понять и оценить спонтанный аспект сада, спроектированного и управляемого экологически устойчивым способом. Улучшение микроклиматических условий, польза для человека, вытекающая из здоровой и функционирующей экосистемы, а также содержание сада с минимальным воздействием  на него  возможны только в том случае, если проект работает в гармонии с ритмами природы, полностью охватывая свою сущность, не исключая априори или искусственно не скрывая фазы жизненного цикла, связанные с распадом и смертью. Осеннее пожелтение листьев и летнее пожелтение газонов являются частью жизни сада, имеют важную экологическую функцию и при правильном уходе могут стать элементом поэзии и красоты, а не символом разложения и запущенности.
 

Развитие безопасными методами, для которых необходимо:
◦ знать климатические и почвенные условия;
◦ Использовать виды, полезные для фауны;
◦ Постараться видеть долгосрочную перспективу, все больше совершенствуя навыки предвидения, воображая будущее развитие, осознавая, насколько динамичны равновесия растений;
◦ Улучшить, где необходимо, водоудерживающие условия почвы, в первую очередь за счет добавления органических материалов;
◦ Выбрать новые виды, которые будут включены в проект, с учетом климатических условий места и почвы и отдавая предпочтение тем, которые устойчивы к засушливым условиям, тем самым сводя к минимуму потребление воды новым садом;
◦ Использовать и способствовать распространению почвопокровных растений, чтобы уменьшить чрезмерное испарение из почвы;
◦ Пересмотреть формы пространств и методы, использованные для реализации;
◦ Избегать высокомерных дизайнерских жестов;
◦ экономить ресурсы и максимально повторно использовать уже имеющиеся;
◦ Использовать материалы с меньшим объемом упаковки;
 

 СТРАТЕГИИ УХОДА:
◦ Содействовать переработке отходов технического обслуживания, повторному использованию их на месте для восстановления / поддержания / защиты плодородия почвы, для терморегуляции, поддержания влажности, ограничения роста сорняков, предотвращения уплотнения почвы;
◦ Повторно использовать на месте древесную щепу, полученную в результате обработки полученных древесных материалов, для тропинок;
◦ Оценить потребности в воде на основе знаний о климате, типах почв и растений (тип и стадия вегетации). Обеспечивать нужное количество в нужное время;
◦ Как мы уже знаем, при уходе после посадки можно предвидеть, что некоторые растения будут определенно доминировать и распространятся путем самосева. В этом смысле экологическая осведомленность должна быть передана клиентам и обслуживающему персоналу в рамках открытого диалога
◦ Начать диалог между теми, кто проектирует, и теми, кто будет заботиться о техническом обслуживании в будущем, чтобы сделать лучший выбор.
◦ Повышать осведомленность обслуживающего персонала и обучать его
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
 ФАЗА 1
•  Первая фаза будет характеризоваться экстренным шагом, направленным на определение взаимосвязи между пустыми и полными участками, удаление качественно дефектных растений, и тех, что выросли в неподходящих местах, несовместимых с требованиями участка и / или тех, которые считаются неподходящими по другим причинам;
•  Материал, полученный в результате этой первой обработки, будет измельчен на месте и будет сразу уложен для использования на последующих этапах в качестве благоприятного вклада органических веществ (плодородие, терморегуляция, разуплотнение, уменьшение испарения) и против сорняков;

ФАЗА 2
• Инспекция со строительной компанией для отделения территорий строительной площадки и логистических зон от центральной зеленой зоны с целью защиты растений, которое необходимо сохранить;

ФАЗА 3
• На этапе строительства параллельно осуществлятЬ работы по улучшению зеленого наследия;
• Обеспечить присутствие дизайнера во время земляных работ, чтобы оценить повторное использование плодородного слоя и изменение положения оставшейся земли для создания движений грунта в соответствии с проектом;
• Начать посадки (где возможно) новых видов, выбранных в соответствии с планом проекта. Идеальный период для посадки: осень.

ФАЗА 4
• По окончании строительства: доработка проекта.
 

СПИСОК РАСТЕНИЙ, ПОДХОДЯЩИХ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ: 

Деревья
Prunus padus (вишня в гроздьях)
Prunus avium (вишня)
Crataegus monogyna (боярышник)
Corylus avellana (орех)
Sambucus nigra (самбук)
Malus sylvestris (дикая яблоня)
Cercis siliquastrum (дерево Иуды)
Malus “Evereste” (цветущaя яблоня)
Pyrus calleryana “chantecleer” (цветущaя груша);

Кустарники
Abelia spp. абелия
Euonymus europaeus (шапочка священника)
Viburnum lantana (калина)
Viburnum opulus (калина снежная)
Cornus mas (кизил )
Rosa canina (шиповник)
Ilex aquifolium (остролист)
Aucuba japonica (акуба японская)
Mahonia aquifolium
Sarcococca humilis
Philadelphus virginalis ( filadelfo fior d’angelo)
Spiraea vanhouttei
Abelia grandiflora
Laurus nobilis (лавр)
Prunus laurocerasus (лавр)
Rubus idaeus (малина и другие съедобные растения
Ribes смородина
Cotoneaster dammeri
Hydrangea paniculata (гортензия паноккия)
Ligustrum vulgare
Lonicera nitida
Lonicera pileata
Вьющиеся растения
Lonicera caprifolium (жимолость)
Wisteria sinensis (глициния)
Hedera helix (плющ)
Rubus fruticosus (ежевика)
Многолетние травы
Acanthus mollis (акант)
Brunnera macrophylla
Dryopteris filis mas (папоротник)
Hemerocallis spp (emerocallide)
Pachisandra terminalis
Polystichum spp
Viola odorata (фиалка)
Geranium macrorrhyzum
Lamium galebolodon
Convallaria japonica
Vinca minor
Malva sylvestris
Astilbe spp.
Helleborus niger (рождественская роза)
Liriope muscari
Rodgersia pinnata
Луковичные
Anemone nemorosa анемон
Convallaria majalis (молочница)
Leucojum aestivum (колокольчик крупный)
Leucojum vernum (колокольчик)
Narcissus spp. (нарцисс)

 

"Уважение к жизни основано на осознании существенного жизненного явления: все живые клетки подчиняются одним и тем же законам и составляют единую систему, частью которой мы тоже являемся, но это в любом случае не дает нам права на привилегии по отношению к остальным живущим.
Подобно тому, как часть организма не может повредить другую его часть, не повредив себя, так и человек, который является частью живой системы, не может уничтожить другие живые существа, не уничтожив одновременно часть себя ".
                                                                                                                                                                                                               Сандро Пиньятти, "Экология пейзажа", 1994




 

Библиография
Жиль Клеман, Nove giardini planetari, 22 Publishing, 2007
Жиль Клеман, Giardini, paesaggio e genio naturale, Quodlibet, 2012
Жиль Клеман, Manifesto del Terzo paesaggio, Quodlibet, 2004
Жиль Клеман, Il giardiniere planetario, 22 Publishing, 2008
Сандро Пиньятти, "Экология пейзажа", 1994

Сайтография
http://permaculturaitalia.net/il-giardino-foresta-intervista-a-martin-crawford/
http://www.pianpicollo.org/portfolio/forest-garden

Перевод: Инга Леншина для "Зеленой стрелы".

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорогие друзья! Вашему вниманию представлена статья Витторио Перетто - всемирно известного итальянского архитектора ландшафтов.

Напоминаем вам, что 7 сентября 2021г. состоится вебинар Витторио "Природа как источник вдохновения."

Информация и запись по ссылке:  https://zstrela.ru/directions/studies/programs/priroda-kak-istochnik-vdohnoveniya-vebinar-vittorio-peretto-hortensia