Введение.
Цветочное оформление города является немаловажным аспектом формирования комфортной визуальной, эстетически-привлекательной среды для человека. Современные темпы урбанизации, ухудшение экологического состояния окружающей среды приводят к необходимости использования наиболее рациональных приемов ландшафтного преобразования территории. Перспективным подходом к организации ландшафтной среды современного города могут стать пейзажные цветочные сады, которые преподносят идею природного растительного сообщества, как универсального стиля садового оформления [1].
В ходе исследования потребовалось уточнение понятия «цветочный сад». В настоящее время, в законодательно утвержденной терминологии понятие «цветочный сад» как таковое отсутствует. Однако перспективность данного приема ландшафтного преобразования территории дает предпосылки о включении его в понятийно-терминологический аппарат организаций, отвечающих за городское цветочное оформление.
Согласно ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов: термины и определения» [2], сад – «это «озелененная территория общего пользования от 3 га в селитебной зоне с возможным насыщением зрелищными, спортивно-оздоровительными и игровыми сооружениями». В нормативном документе также прописано определение понятия «моносад» – сад или его часть, где культивируются растения, принадлежащие одному роду. Анализируя два понятия, можно определить пейзажный цветочный сад, как разновидность моносада, где культивируются растения одного экотипа.
Расширение понятие «сада» можно проследить в документе «Методические рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденные приказом Минстройархитектуры №101 от 20.04.2016 [3]. Согласно данному документу, «сад – благоустроенная озелененная территория, где культивируются древесные, кустарниковые и цветковые растения, может содержать элементы рекреационной инфраструктуры (дорожно-тропиночная сеть, возможно детские, спортивные площадки и оборудование, МАФ). Предназначен для повседневного кратковременного отдыха и ландшафтно-архитектурного оформления застройки. Различают: городской сад, сад жилого района с участием элементов рекреационной инфраструктуры для кратковременного отдыха; моносад, где преобладают специально культивируемые древесные и кустарниковые растения одного рода (розарий, сирингарий, примулярий и т. п.); дендросад (дендропарк), содержащий коллекцию интродуцированных и аборигенных видов растений, культивируемых в открытом грунте; сад (парк) камней с участием насаждений, композиций из валунов, альпийских горок; сад скульптур с участием насаждений, скульптур, композиций из МАФ».
Также в документе указано, что «перечень благоустроенных озелененных территорий может быть расширен за счет создания и других их разновидностей, например: ароматический парк (сад, сквер), состоящий из специальных композиций растений, обладающих ярко выраженными ароматическими свойствами; парк (сад, сквер) здоровья – включающий виды деревьев и кустарников, обладающие лечебными свойствами, специальные тренажеры, бего-вые и велодорожки; сад (сквер) непрерывного цветения, состоящий из растений с последовательными периодами цветения и т. д.».
В данном исследовании принято, что цветочный сад в городской среде ̶ целостная пространственно-композиционная структура, обладающая единым художественным замыслом, основная роль в которой отводится посадкам многолетних травянистых растений. Цветочный сад может являться самостоятельным объектом ландшафтной архитектуры и дополнительно включать в себя такие элементы благоустройства, как дорожно-тропиночную сеть, фрагменты газонного покрытия, малые архитектурные формы и т. д. Озеленение существующих объектов городского ландшафта может предполагать использование принципов создания сада, как отдельного приема пейзажного цветочного оформления территории.
Анализ источников информации по теме исследования показал, что в отечественной и зарубежной практике имеется существенный объем научных трудов, связанных в большей степени с многолетними травянистыми растениями, их биологическими особенностями роста и устойчивостью в городской среде [4]. Есть разработки, посвященные особенностям колористического и композиционного решения элементов цветочно-декоративного оформления рекреационных пространств, магистралей и площадей центральной части г. Минска [5]. Однако в данных исследованиях речь идет об отдельных элементах цветочного оформления. В целом, теоретические материалы по созданию пейзажного цветочного сада в условиях белорусской практики, использования его в качестве комплексного подхода к цветочному озеленению города, отсутствуют. Данный факт подтверждает актуальность проводимого научного исследования, его научную новизну и практическую значимость.
Основная часть.
Становление принципов создания пейзажного цветочного сада можно проследить с XIX века. Сторонником «дикого», или естественного, направления в развитии садовой архитектуры являлся Уильям Робинсон, который ввел понятие «дикий сад». Гертруда Джекилл, известная во всем мире, как теоретик и практик садового искусства, создала новый тип – «лесной сад», полный тенелюбивых растений.
Немецком садовник Карл Форстер развил идеи «натургардена». Смысл натургардена состоял в попытке создания сада как единого организма, живого единства деревьев, кустарников и многолетников. Одними из первых К.Форстер поместил в сад декоративно-цветущие злаки и папоротники. Внимание Форстера преимущественное к травянистым многолетникам не случайно. Он считал, что именно многолетники скорее других растений помогают понять замысел сада и яснее его выразить. [6].
В настоящее время, в мировой ландшафтной архитектуре четко сформировалась тенденция к созданию экологических садов с использованием широкого ассортимента многолетних травянистых растений. В городском цветочном оформлении на первый план выходят устойчивость посадок, снижение трудозатрат по уходу за декоративными культурами, сохранение и поддержание растительного биоразнообразия. Именно эти принципы лежат в основе нового направления цветочного оформления ̶ «Новая волна». Всемирную известность получило творчество таких ландшафтных архитекторов, садоводов и дизайнеров, как Пит Удольф, Дэн Пирсон, Рой Диблик, Том Стюарт Смит, Сара Прайс и др. В России ландшафтный архитектор Анна Андреева является автором цветочных садов на Крымской набережной, в парке Музеона, на Триуфальной площади, в парке Садовники. У каждого представителя ландшафтного направления «Новая волна» свой почерк, свои принципы и подходы формирования цветочных композиций из многолетних травянистых культур.
В отечественной практике озеленения городов, создание цветочных садов в большей степени относится к устройству так называемых моносадов: сада альпийских растений, теневого сада, розария, сирингария и т.д. При создании отдельных цветочных композиций, в большинстве случаев, создаются классические цветники из однолетников или смешанные цветники. Такого рода цветники требуют прежде всего больших экономических ресурсов по ежегодному приобретению растений, созданию и содержанию. Отечественная практика требует пересмотров подходов к цветочному оформлению как локальных фрагментов города, так и архитектурно-ландшафтных объектов в целом (скверов, парков, бульваров и т.д.). Одним из подходов может стать концепция пейзажного цветочного сада.
На основании анализа опыта отечественных и зарубежных ученых в области проектирования элементов городского цветочного оформления, а также результатов собственных исследований, были разработаны рекомендации по созданию пейзажных цветочных садов в условиях городов Республики Беларусь. Рекомендации включили следующие направления: предложения по размещению и величине цветочных садов, их планировочной структуре, колористическому решению, структуре и ассортименту растений.
1) Размещение в архитектурно-ландшафтной среде города. Цветочный пейзажный сад может быть организован:
- как самостоятельный объект ландшафтной архитектуры (по принципу малого сада) на открытых пространствах города;
- в структуре другого ландшафтного объекта или озелененной территории (парка, сквера, бульвара, набережной, зеленого коридора, сады жилой застройки);
- в структуре зданий и сооружений (сад на крыше или на искусственном основании, курдонер, внутренний дворик, терраса, стилобат) (рисунок 1).
Рисунок 1. – Схемы расположения цветочных садов в архитектурно-ландшафтной среде города