Сады южных норманнов
Датчане помешаны на садоводстве. В зелёные или коричневые комбинезоны, которые носят там садовники, можно смело одеть всех. Тут тоже не обошлось без участия богов. В саду молодой, доброй и доверчивой богини Идунн всегда царила весна, а в воздухе стоял аромат майских цветов. Цвели вишни, вдалеке куковала кукушка, на подоконнике сидела малиновка. В шкатулке Идунн хранились румяные и золотистые молодильные яблоки, благодаря которым боги не старели. Она дала яблоко и Локи, «прародителю всего неправедного». Тот вкусил, и болячки его прошли, тело наполнилось новой силой. Он сказал, что яблоки Идунн прекрасны, но в лесу, якобы, есть дерево с золотыми и серебряными яблоками». Цветы на нём пахнут так же сладко, как дикие розы и чудесные плоды, в ветвях его играет музыка. Чтобы оставаться молодыми, надо каждый день съедать по одному яблоку Идунн, а одно яблоко с того дерева, якобы, может принести вечную молодость. Локи вызвался показать это дерево и увёл Идунн в долину, где её схватил и унёс огромный орёл, облик которого принял великан Тьяцци. Через неделю постаревшие и одряхлевшие без молодильных яблок боги хватились — где Идунн? По требованию богов Локи отправился на поиски и вернул Идунн в её сад, с которого начинаются датские сады, и ведёт свой отсчёт датская помология.
Давайте совершим несколько путешествий. Вместе с Андерсеном плывём по реке Оденсе в одноимённом городе в давние времена. По одному берегу — луга и ивы, «по-другому тянутся сады. И все они разные. В одних растут чудесные цветы, красуются чистенькие, словно игрушечные, беседки, в других виднеется одна капуста, а иных так и самих не видно: густые, раскидистые кусты бузины теснятся к самой реке». Госпожа Груббе из сказки «Предки птичницы Греты» «любила садовничать: сажала деревья и разводила всякую зелень», не случайно в её резном шкафу искусной работы автор обнаружил «луковицы редкостных цветов».
В «Снежной королеве», в большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик и большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, и садик у них был больше цветочного горшка. У родителей было по деревянному ящику, в них зелень для приправ и пышно разросшиеся розовые кустики — по одному в каждом ящике. Зелёными гирляндами спускался из ящиков горох, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями. У женщины, которая умела колдовать большой вишнёвый сад и домик под соломенной крышей. Она приглашает Герду отведать вишен и полюбоваться цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками. Самые разные цветы и на каждое время года, во всём свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника… не было только роз, которые старушка спрятала. Герда заплакала, и там, где падали слёзы мгновенно вырастал куст. У принца и принцессы сад, а в нём длинные аллеи и падают осенние листья. Даже злая Снежная королева отправилась в тёплые края заглянуть «в чёрные котлы» — Этну и Везувий, да побелить их немножко. Она считает, что «это хорошо для лимонов и винограда».
Сад из сказки «Улитка и розовый куст» был окружён живой изгородью из орешника, за нею начинался заимствованный пейзаж — поля и луга, где паслись коровы и овцы. И герои романа Г. Банга «Тине» миновали луг и «вошли в садовую калитку, …увидели там пруд и белые колонны беседки, обвитые голыми побегами роз, …сквозь воротца в самшитовой изгороди подошли к дому». Зимой в сад лесничества Тине уже перелезает «через изгородь» (уже явно не самшитовую) и видит «укутанные циновками деревья, кусты и розы».
Было что посмотреть и в графском саду из «Сына привратника». Одна его часть «была разбита в старинном вкусе: всюду шли, точно зелёные ширмы, прямые подстриженные живые изгороди, а в них были понаделаны круглые отверстия вроде слуховых окошечек; буки и тисовые деревца были подстрижены в виде звёзд и пирамид; там и сям виднелись обложенные раковинами гроты, а в глубине их били фонтаны; всюду красовались статуи из гранита… Каждая цветочная клумба имела свою форму — рыбы, герба, инициала. Эта часть сада была во французском вкусе. Из неё же попадали в свежий роскошный парк, где деревья росли, как хотели, потому разрослись на славу, густые, огромные! Трава тут так и зеленела, и по ней можно было ходить, даром, что за нею всячески ухаживали. Это было уж в английском вкусе». «Старина и современность отлично гармонируют друг с другом!» — произнёс хозяин и заверил, что года через два вся усадьба примет иной вид, будет предпринято множество разных перемен и улучшений, уже есть чертежи и рисунки. Привлекает нас и «Старый дом», построенный триста лет тому назад (об этом было написано на балке — год его постройки вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля), и терраса, двор и стена дома, густо поросшие зеленью, словно сад.
В истории «Садовник и господа» тоже подробно описана старинная усадьба, где всё радует глаз. Там красивый барский дом с башенками и фронтонами. Парадный подъезд украшен высеченным из камня родовым гербом хозяев. Его обвивают прекрасные розы, а перед домом расстилается густой ковёр зелени. Рядом с белым и красным боярышником красуются редкостные цветы. А за огородом — остатки старого сада, заросшего кустами букса, подстриженных в виде шаров и пирамид. И всё это — цветник, фруктовый сад, огород — дело рук хорошего садовника Ларсена, который «всем сердцем желал, чтобы сад у его господ был лучший в мире». Руки у него были умелые, а сердце доброе. Всё у него получалось, разве что редиска однажды «не уродилась». Каждый день к господскому столу подавали большие вазы с чудесными яблоками и грушами из их собственного сада. Целыми корзинами отправлялись эти фрукты друзьям по соседству, в другие города и даже за границу. Однажды господа побывали на королевском обеде, где подавали необыкновенно сочные и сладкие дыни, и сказали об этом Ларсену. Но оказалось, что дыни эти из их собственного сада, что подтвердил и королевский садовник. Господа были поражены и рассказывали об этом случае всем и каждому и всякий раз показывали свидетельство королевского садовника. А семена дынь, черенки яблонь и груш они стали рассылать во многие страны. Тем временем отовсюду стали приходить вести, что посланные черенки прижились, яблони и груши приносят отменные плоды, которые названы по имени родовой господской усадьбы. А Ларсен думал только о том, как сохранить за собой славу одного из лучших садовников в стране и каждый год создавать какой-нибудь новый отличный сорт плодов или овощей. Это же селекция!
Однажды он принёс господам большую хрустальную вазу, в ней плавал лист кувшинки, а на этом листе, опустив в воду длинный плотный стебель, покоился ярко-голубой цветок величиной с подсолнечник. — «Индийский лотос!» — воскликнули господа. А этот необыкновенно красивый цветок, похожий на голубой кактус, рос в огороде. Господа даже возмутились, узнав, что это артишок. Благо принцесса вступилась за него и за садовника — «он открыл для нас цветок, о котором мы ничего не знали, показал нам красоту там, где мы и не думали её искать!» Однажды буря вырвала с корнем большие старые деревья с птичьими гнёздами. Птицы улетели в лес, а Ларсен на месте старых деревьев и кустов посадил «простые полевые и лесные растения родной земли». Кроме него, на это не решился бы ни один садовник. Он отвёл каждому растению подобающее место, землю возделывал с любовью, и она щедро отблагодарила его. «Здесь поднялся уроженец шотландских пустошей — можжевельник, похожий цветом и очертаниями на итальянский кипарис. Расцвёл блестящий колючий терновник, одетый зеленью и зимой, и летом». «А кругом пышно разросся папоротник разных видов, то напоминавший миниатюрные пальмы, то казавшийся предком нежного прекрасного растения, которое мы называем венерины волосы». Любо- дорого было Андерсену смотреть на всю эту красоту, но завершает он историю более прозаически, сообщая о том, что садовник Ларсен у самой проволочной ограды расположил ряд карликовых грушевых деревьев, привезённых из Франции, и что вскоре они принесли крупные, сочные плоды. На месте старых деревьев он поставил два длинных шеста: один увенчал флагом Даннеброгом, а другой — летом и осенью увит душистыми побегами хмеля, зимой к нему он подвешивает кормушку для птиц.
«Чудесный сад с редкостными деревьями и цветами перед богатою усадьбой» мы видим и в «Судьбе репейника». «Гости, наезжавшие в усадьбу, громко восхищались садом; горожане и окрестные деревенские жители нарочно приезжали сюда по воскресеньям и праздникам просить позволения осмотреть его; являлись сюда с тою же целью и ученики разных школ со своими учителями». Обратите внимание, насколько всё демократичнее в Датском королевстве, чем даже в Венгрии, где мы только что побывали. Там крестьяне с холма разглядывали господские сад и усадьбу, куда им дорога заказана, а здесь и крестьяне, и ученики заходят, пусть и не в качестве дорогих гостей, и разглядывают красивые растения и сопутствующий дизайн. Вот вам и открытые сады! Скандинавы и в королевские сады ходят без приглашения. Здесь, как уверяет нас Андерсен-Нексё в рассказе «Вестербро», — «царь Соломон и Йорген-шапочник отлично могут прогуляться под ручку». Такая доступность — одно из следствий того, что тинги, народные собрания варягов, были действенным органом настоящей демократии. Кстати, тинг по-нашему — вече. Сад для датчанина — большая ценность. Не случайно, в народной сказке «Солдатский ранец», хозяин постоялого двора в благодарность «подарил солдату сад», а тот построил в саду дом и зажил припеваючи. Для очень многих, как и для героев романа Германа Банга «Тине» — лесничего Херлуфа Берга и его жены Тине, сад является общим делом, хотя его мать фру Берг «так и не стала настоящим садоводом». Сам Берг был помешан на розах, разводил ещё фуксии. Они вдвоём и обрезали, и поливали, и газон косили Нелёгкая работа у садовника и его учеников: «Только что мы выполем и вычистим все дорожки — их опять затопчут».
Бывало, что и пруссаки топтали датские дорожки, пытались «соваться в чужой огород». Норманны давали им решительный отпор. Прислушаемся к народной песне: «Против всяких иноземцев, против вендов, против немцев. Лишь одна в саду беда: расшатались ворота». Да и безо всяких немцев бывало в Дании, что «заброшен плуг, поля поросли вереском», а в садах не только с воротами беда. Вот по каштановой аллее в одном из них гуляет сказочник. Он видит, что на месте стриженных кустов, теперь только папоротник да крапива, разросшиеся над обломками старых каменных статуй.
Судя по Андерсену, например, датчане внимательно приглядываются к чужим садам и огородам. Не грабить чтоб, а поучиться. В Швейцарии он заметил, что перед каждым сельским домом «растёт картофель, без него не обойтись: ртов за всякой дверью хватает, детишек полно, вот им и будет еда», а кантон Во — «край изобилия и плодородия. Идёшь, словно по саду, везде каштаны и орех; куда ни глянь — высятся гранатовые деревья и кипарисы». В городе Интерлакен каждый дом «был прелестен и грациозен; перед каждым была разбита клумба». В Монтрё его внимание привлекли виноградники, фиговые деревья, лавры и кипарисы. В Риме радовали весенний убор цветущих акаций, свежая зелень плюща, пышные розы, золотистые апельсины и роскошные веерные пальмы. «Дания — бедная страна! — писал Г. Х. Андерсен. — Италия получила рог изобилия, полный фруктов и плодов, а нам достались лишь дерен да терновник». Впрочем, и в немецкой земле, в Вюртемберге, весною «так чудесно цветут придорожные акации, а осенью яблоневые и грушевые деревья гнутся под изобилием зрелых плодов».
Что ещё растёт в садах и на дачах
В саду школьного учителя из истории «Комета», «разбитого в виде карты Дании, каждая часть, каждая провинция изображалась цветами и растениями, которые были ей наиболее свойственны» — Лоллан горохом, Лангеланн гречихой, Скаген голубой горечавкой, Силькеборг Христовым тёрном. Выращивают немало льна, цветущего «голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее». Вот картинка сельской Дании из «Бузинной матушки»: «по изгородям вился дикий хмель и цветущий вьюнок… старухи, девушки и дети обирали хмель и бросали его в большие чаны».
Жена садовника из сказки «Домовой и хозяйка» боится, как бы гость не подумал, что у её мужа «на уме одна капуста да картофель», а он ведь любит и цветы, а «цветы — это и есть поэзия!» Картофельное поле, тем не менее, как утверждает Андерсен, «вещь тоже очень полезная». Его картофелина спела «о самой себе и своей семье, о прибытии первых картофелин в Европу и о тех испытаниях и мытарствах, которые они прошли, пока их признали куда большей благодатью для края, нежели золотые самородки». Бывало, что сами короли раздавали людям картофельные клубни — пусть сажают в землю. Старый Фриц, великий прусский король взялся за картофель и пожаловал одному городу целый воз картофеля. Приказал бить в барабаны и отцы города показывали народу клубни, громко учили, как картофель сажать, как ходить за ним и как его готовить. Да что толку: в одно ухо вошло, в другое — вышло. Люди так и не поняли, что им говорят, стали пробовать на вкус сырую картошку и плеваться затем. Одни закопали подальше одну от другой и ждали, что вырастут деревья, другие свалили всё в яму, где она сгнила. «На следующий год королю пришлось всё начать сначала, и немало воды утекло, пока до людей дошло, что им надо делать. Зато нынче и цены ему нет! Всему хорошему когда-нибудь да быть в чести!» Оле Голубь из рассказа М. Андерсена-Нексё «Судьба» (1905 г) на бедной земле старательно растит картофель, зная ему цену. Побывав в городе, он осудил то, что там бездумно жгут керосиновые лампы на улицах до 11-ти часов вечера, «видно им не спится в потёмках» и внёс очень дельное предложение: «уж не повесить ли и нам фонарь на картофельном поле, а то, чего доброго, картошке не видно будет куда расти». В «Песне луга» повествуется, как хозяин перешёл от пастьбы скота на лугу, к выращиванию свёклы, которую и давали животным. А затем хозяин перешёл на выращивание семян злаков, которые продавал даже в Америку. Сказочный дворовый петух взобрался на навозную кучу, на которой рос «большой огурец, сознававший, что он — растение парниковое»… «Садовое растение! — сказал он огурцу, и тот сразу уразумел высокое образование петуха и даже не заметил, как тот клюёт его». Бедный сынишка «Анне Лисбет» заприметил во дворе три цветка земляники и надеялся, что «из них выйдут ягоды, …но ягоды не поспели».
Датские писатели разных времён непременно писали о столице и по их сочинениям можно отследить, как фруктовые сады с непременными кустами крыжовника постепенно уходили из центра, как на месте просторных усадеб возникали узкие улицы. А в одном из стихотворений Андерсена читаем о копенгагенском дворике, в котором есть место и для свалки, и для сада непохожего на другие сады, «деревьев в нём нет и дорожек, а есть лишь крыжовенный куст, что многих кустов дороже». В сказке «Под ивою» кусты крыжовника разделяют соседские садики. Знаком датчанам и грецкий орех. Не случайно злая королева в «Диких лебедях» натёрла Элизу соком его зелёных плодов. Да напрасно это всё. В истории «И в щепке порою скрывается счастье», а это, как уверяет Андерсен, «настоящая быль», первым и главным украшением садика героя «служила красная кислая рябина», да ещё грушевое дерево с невидимыми плодами. А когда пригреет солнце, придёт весна. Тогда в садах зацветут яблони, душистая сирень склонит свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом, по которому гордо поплывут красивые лебеди. Судя по множеству буксовых изгородей, самшит в Дании самое привычное декоративное растение.
Розы встречаем в Дании в каждом дворе. Ими принято восторгаться, и это исполняется, но не всегда. Поэт Иенс Баггесен воспел не столько их, сколько родину: «Нигде, нигде так ярко не алеют розы, нигде не сыщем мельче мы шипов, нигде нас не баюкают так сладко грёзы, как там, где наш родной, наш отчий дом». Рука «Психеи» была «мягче, нежнее лепестка розы, но от этого лепестка исходил огонь». А вот две молодые римлянки, натурщицы «не были нежными, прекрасными розами, но свежими, сочными, пышными гвоздиками». Свой взгляд имел «Колокольный сторож Оле», который не любил «французских романов, состряпанных из ветра и розовых лепестков». Свой взгляд на розы у «Зелёных крошек» (тля) — «мы родимся и умираем на розах, следовательно, вся наша жизнь — чистейшая поэзия», мы — «дойные коровки муравьёв», «гвардия розана». Куст роз неведомого сорта рос на могиле отца принца из «Свинопаса» — «цвёл он только один раз в пять лет, и распускалась на нём одна единственная роза. Зато сладок был её аромат, понюхаешь — и сразу забудутся все твои горести и заботы».
Цветы цветут для того, чтобы люди видели их. В саду китайского императора к самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики, которые звенели, когда дул ветерок и цветы покачивались. Никто не мог пройти, не заметив их. Вот как умно и правильно было придумано. Среди особенно любимых садовых цветов — нарциссы, по-датски они называются «пасхальными лилиями», бледно-розовые анемоны. В одной андерсеновской золотой карете сидели: мать — пышным тюльпаном, и её дочки — три нежных, юных прелестных цветка — роза, лилия и бледный гиацинт. Дочь Вольдемара До Анна Доротея тоже была «бледным гиацинтом из дворянского цветника». Мальва, например, была колыбелью Пейтера, потому, когда он вырос и решил стать художником, то «все, кого он рисовал, выходили похожими на мальву, такие же длинные, тощие. Он и сам был в точности мальва».
Датчане любят свою страну, природу и сад. Хотя, оказывается, что «терпение — растение, которое растёт не в каждом саду». Зато в каждом саду, даже если его украшает только петрушка, стоит шест, на который в правильные дни вывешивается Данненброг, самый старый в мире государственный флаг. «Вида красного знамени с белым крестом, реющего на фоне безоблачного неба достаточно, — уверяет Майк Викинг, — чтобы датчанин уронил слезу».
Сады, которые откроет «Зелёная стрела»
Тиволи. Старейший в Европе парк развлечений основан в 1843 году Георгом Карстенсеном в самом центре Копенгагена на месте оборонительных сооружений. Для одобрения проекта Карстенсен добился аудиенции у короля Кристиана VIII, получил ещё и освобождение от налогов на первые годы работы парка. Король согласился с доводом, что «когда народ развлекается, он забывает о политике», лишь потребовал, чтобы в парковых развлечениях «не было ничего постыдного или унизительного». Название было заимствовано у многочисленных парков развлечений Jardin de Tivoli, существовавших в Париже с 1766 до 1842 года, и носивших имя итальянского городка, в котором расположена вилла д’Эсте с её «садами чудес”. Недавно мы посещали настоящий Тиволи вместе с И. С. Тургеневым. Больше того, первоначально название было двойным — Tivoli Vauxhall, т. е. заимствования парижско-лондонские. Парк занимает территорию в 8 га с остатками крепостной стены, озером, фонтанами, мечетью, пагодой, концертным залом, театром пантомимы, аттракционами. Парк украшают сотни тысяч цветов, оформленных в самые разнообразные композиции. По примеру копенгагенского «старого сада», парки Тиволи появились в Словении, Японии, Эстонии, а Уолт Дисней задумал свой Диснейленд.
В Тиволи
Г. Х. Андерсен у Тиволи
Тиволи зимой
Розенборг. Бывшая резиденция датских королей построена Кристианом IV в 1606-1624 гг. Вокруг он разбил Королевский сад-огород, где гулял-отдыхал и растил овощи и фрукты. Сохранился план сада 1649 года, согласно которому там был павильон, статуи, фонтаны, в насаждениях преобладали шелковица, яблони, груши, виноград, лаванда. А уже спустя 20 лет сад уже был в стиле барокко с летним домиком и запутанной системой тропинок. Королевская семья в 1710 году переехала во дворец Фредериксборг, в замке Розенборг разместили королевские коллекции, а сады в 1838 г были открыты для свободного посещения. Ныне это самый популярный сад Копенгагена. Его площадь 12 га. В центре парка пересекаются две аллеи — Путь Рыцаря и Дамская тропинка. Аллеи и деревья вдоль них — остатки барочного сада. Остальная территория в сети дорожек согласно плану 1649 г. Здесь и розовый сад, и оранжереи, и памятник Г. Х. Андерсену.
Розенборг
Суперкилен — архитектурный парк в копенгагенском районе Норребро, где много мигрантов. Рельеф, объекты дизайна, газоны, растения скомпонованы в «объекты с национальным характером». Здесь и японский сад, и английский газон, и древнегреческие руины. На Красной площади зона торговли, спортивного и культурного досуга. Чёрная площадь — центр, общественная гостиная, где люди встречаются у марокканского фонтана на турецкой скамье под японской сакурой. И просто Зелёная зона.
Суперкилен. Красная площадь. Чёрный рынок и Зелёный парк.
Суперкилен
Орестад, Копенгаген, остров Амагер — замечательный, противоречивый и амбициозный проект, собрание архитектурных экспериментов. Район рассчитан на 20 тысяч жителей, а пока их в три раза меньше. Предполагалось, что здесь будет работать 80 тысяч человек, но пока настоящий деловой центр не получился. Многие дома стоят в окружении строительных площадок или пустырей. Пока есть несколько выдающихся достоинств — оригинальные, удобные для жизни дома, красивые архитектурные объекты и пейзажи. На метро за 7 минут до аэропорта, за 14 — в центр города, на автобусе за полчаса — в город Мальмё (Швеция).
Орестад. Вид на равнины Амагера.
Ботанический сад университета Копенгагена. Основан в 1600 году и перемещён на нынешнее место в 1870 году, площадь10 га. В 1874 г. по инициативе и на средства основателя пивной компании Карлсберг Якоба Кристиана Якобсена была построена оранжерея площадью 30 соток по образцу Хрустального дворца на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Сейчас в саду 27 оранжерей. Сад разделён на зоны — флора Дании (600 видов), многолетники (1100 видов), однолетние растения (1100 видов), растения горных районов Европы, хвойные, рододендроны. В саду хранится большая коллекция растений, включающая 25 тысяч образцов 13 тысяч видов, а также единственный в Дании банк генов диких растений.
Копенгаген. Оранжерея ботанического сада университета
Замок Эгесков на острове Фюн, памятник северного Ренессанса, построен Франдсом Брокенхуусом в 1554 году посередине озера на тысяче дубовых свай. На них ушёл большой лес, отсюда и название Эгесков — «дубовый лес».
Сад неоднократно перестраивался, но до сегодня сохранилась, существующая без малого триста лет, система зелёных изгородей (высотой до 8 метров), которые делят сад на множество «комнат». Реставрационные работы проведены в начале 1960-х годов и перед нами историческая имитация — итальянский ренессансный парк. В нём Сад запахов, Сад роз, голубой и белый сады. В саду прелестных фуксий — самая большая в Европе коллекция, насчитывающая более ста видов. Выдающийся учёный, писатель, изобретатель Пит Хейн (1905-1996) сконструировал для сада солнечные часы и заложил Крестьянский сад. Лужайки вблизи замка украшает роза Эгесков, выведенная в 1982 г. В Огороде выращиваются овощи и пряно-ароматические растения. Достопримечательностью сада являются лабиринты, особенно буковые — старый и новый.
Замок Эгесков
Лабиринт в саду замка Эгесков
Замок и сад Эгесков.
Японский сад в Броби на острове Фюн. Создан Петером и Энн Дальсгаард в 2007 году. Площадь 0,45 га. Разделён на 4 отдельных сада — Сад жизни или Исторический, Созерцательный, Прогулочный и Сад медитаций. В Саду жизни бурлит ручей, который, то образует водопады, то впадает в озерцо тихой жизни, затем поток попадает в другое, ещё более спокойное озеро, после теряется в лесу. В Прогулочном саду горные реки, водопады, скалы и холмы. Всего в саду более 4-х тысяч деревьев и кустарников и более 12-ти тысяч почвопокровных растений.
Японский сад
Фредериксборг — предместье Копенгагена, главная достопримечательность которого замок, построенный в начале 1600-х годов и названный в честь Фредерика II. В 1720 г архитектором И. К. Кригером там был создан прекрасный парк в стиле барокко. В 1990-е годы он реставрирован. Теперь там растут 65 тысяч кустов самшита, 7 тысяч грабов, 375 лип и 166 тисов, подстриженных в форме пирамид. Сад снова стал таким, каким его задумал Кригер.
Сады Фреденсборга
В первой половине 1800-х годов, во времена Фредерика VI, как пишет Андерсен в «Ключах от ворот», когда ещё и Тиволи не было, по воскресеньям копенгагенский обыватель выбирал. То ли ему предпринять прогулку за город на кладбище, почитать там надгробные надписи, потом усесться на травку, распаковать корзинку со съестными припасами, выпить да закусить. Или же отправиться в Фредериксборгский сад, где на площадке перед дворцом играет полковая музыка, а в аллеях толпится народ и смотрит, как королевская фамилия катается в лодке по узким каналам. Старый король сам правил рулём, рядом с ним сидела королева, и оба приветливо отвечали на поклоны всех подданных, не разбирая сословий и чинов. Во Фредериксборг стекалась публика по преимуществу посостоятельнее и распивала тут чай. Вспомните, солдат из «Огнива», заполучив нечаянно деньги, не только пил-ел, но и «выезжал на прогулки в королевский сад». Что касается привычки датчан прогуливаться на кладбище, то она, похоже, сохранялась и позже. В романе Г. Банга «Тине» (1889 г) из сада и с кладбища веяло ароматом цветов, ясно слышался каждый звук, смех, шорох кустов в «Райской аллее», за церковной оградой, где гуляли парочки. М. Андерсен-Нексё в своё время описал улицу Вестербро, которая ведёт от Ратушной площади до Фредериксборга. Это было место прогулок горожан ещё тогда, когда «здесь не было никакой улицы». При нём «мы за полчаса можем познакомиться со всей датской нацией, от низов до самого верха… Вестербро — сердце Копенгагена. И, как все сердца, оно неисчерпаемо».
Есть в Копенгагене парк Enghave. Он создан в начале прошлого века по инициативе Датского Королевского общества садоводов. Объединили 478 садовых участков в один сад и разбили его в неоклассическом стиле. В нём многолетний сад, розарий, водный сад, места для отдыха.
Дом Питера Вибро в Соллероде напоминает небольшой французский замок, окружённый безукоризненно формальным садом. Всё скрывает пышная растительность. Питер купил старый дом, построенный по проекту французского архитектора около 1900 года, и понял, что классика требует сада геометрии и строгих линий.
Дом Питера Вибро
Сад Питера Вибро
Замок Кронборг в Хёльсингёре перестроен из крепости в XVI веке. Первоначально там находилась таможня для иностранных судов, заходивших в пролив Эресунн. А уже в новых стенах Шекспир решил поселить Гамлета и сопровождающих его лиц. В начале прошлого века была проведена его реконструкция. В настоящее время там находится Датский морской музей. Ежегодно в августе здесь проходит шекспировский фестиваль, а неподалёку у замка Мариенлюст находится символическая могила Гамлета и Офелии.
И немного о двух садах, в которые в этот раз не залетит «Зелёная стрела», но они уж очень по теме и рядом. Близ Орхуса есть замок и поместье Марселисборг — место летнего отдыха королевы Маргрете II (правит с 14 января 1972 г). Там славный розарий. Розы в Датском королевстве водятся, по крайней мере, с начала 1600-х годов, когда они были посажены в королевском саду Розенборг.
Розарий в Королевском парке Русенборг
А уже полтора века спустя, при короле Кристиане VII (1749-1808), как пишет Андерсен, и «на западном берегу Ютландии, под защитой стен крестьянских избушек, выросли яблоки и розы». В настоящее время в стране около 30 крупных розариев. В 1975 г. королева Маргрете, которая тогда ещё сама «цвела, словно роза», поддержала инициативу Датского королевского общества садоводов по сохранению старинных сортов датских роз и набросала эскиз будущего розария. Высажены розы по концентрическим окружностям, напоминающим лабиринт. Основу коллекции составили розы сада Марселисборг, всего 21 сорт. Сейчас в коллекции уже 350 сортов.