Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Сад космических размышлений в Шотландии работы Чарльза Дженкса

Поделиться

Чарльз Дженкс — британский ландшафтный дизайнер  американского происхождения, один из самых знаменитых и многогранных мастеров современности, который говорил на языке архитектуры постмодерна. Наверняка все, кто хоть немного увлекается ландшафтным дизайном, не раз слышали про его удивительные сады, одни из которых — Сад космических размышлений и общественный сад Nuovo Portello в Милане, которые посетила "Зеленая стрела" в 2014 году.

Место, где можно подумать о главном

Сад Космических Размышлений, который находится в шотландском  городе Дамфрис, по праву называют одним  из самых оригинальных и интересных на планете. Создателями данного произведения искусства являются два таланта — известный  архитектор-постмодернист Чарльз Дженкс и его жена — ландшафтный дизайнер Мегги Чесвик. Мегги стала наследницей поместья Портрэк Хаус в 1988 году, и тогда у супругов возникла идея создать миниатюрный сад-Вселенную. Он создавался с целью показать процесс рождения и развития Вселенной, определить место человека в этом необъятном пространстве и еще раз напомнить, что наука является лишь маленьким лучиком  в беспросветном пространстве неизведанного.

В процессе работы над проектом Чарльза вдохновляла фрактальная геометрия, а Мегги — китайская философия, наполненная гармонией и мудростью.  Спустя год парк был готов к открытию. В результате здесь появился сад площадью 16,2 га, наполненный плавными, волнистыми и кривыми линиями рельефа. Сродни китайской миниатюре, они отражают размышления о Космосе, возникновении Вселенной и смысле человеческой жизни.

Так как парк является частной собственностью, владелцы открывают его двери для посетителей только один день в году. Участникам ландшафтных поездок Международного Центра «Зеленая стрела» осенью 2014 года посчастливилось побывать не только в частном саду Ч. Дженкса в Шотландии (по личном договоренности с самим архитектором), но и посетить общественный парк в Милане, выполненный им и его командой садовников в том же стиле.

Специалисты ландшафтного дизайна и архитектуры делятся с нами впечатлениями, которые они пережили при посещении этих садов.

Наталья Зайцева, Москва, ландшафтный дизайнер:

«В частном саду Дженкса мы можем наблюдать  удивительный эффект столкновения, сочетания и гармонии двух, казалось бы, противоположных течений.  Первое  из них рассматривает сад как текст, написанный автором и читаемый каждым посетителем по-своему.  Второе показывает нам  содержание этого текста не как философскую  или религиозную концепцию, как бывало уже в классических садах, а как концепцию научную. Множество деталей возвращают нас к открытиям XX века, из взаимодействия которых  возникает множество отдельных оригинальных и потрясающе красивых мест: готически белый и за счет этого совершенно не мрачный сад «Кости берез», затягивающий Mobile in mobilis – «Сад черной дыры» и  неописуемой красоты «Сад холмов улитки и слизняка», сад-ребус «Бабушкин сад» c девизом «Наследственность и наследие».

Кроме материального, передано также и культурное наследие: для сада характерен классический  английский набор культур и приемов планировки. В нем можно увидеть две скульптуры разворачивающихся спиралей ДНК, которые стали демонстрацией  биологического механизма наследования. Тем не менее, часть полученного наследия каждым поколением используется  и интерпретируется  по-своему.

Будоражит воображение традиционный английский газон,  перевернутый вверх корнями и сделанный из рулонов, трава которых находится  внутри. Общее впечатление непередаваемо словами, так как сад воздействует на чувства и разум одновременно.  Самые красивые сады — те, что с внутренним стержнем, девизом, прочитать и расшифровать который — огромное удовольствие. Сады Дженкинса — именно такие».

Символичные холмы Nuovo Portello

Маргарита Ломбарди, доктор агрономии, садовый журналист (Милан):

«Сад Nuovo Portello в Милане  был построен в заброшенном участке города, где ранее располагался автомобильный завод «Альфа Ромео». Работы начались в 2005 году с вывоза промышленного мусора,  остатков от завода, который оказался дорогим удовольствием.

Владелец территории увидел работы Дженкса на биеннале в Венеции. Подход  Дженкса с применением геопластики был оптимальным вариантом, к тому же его  сады всегда очень концептуальны и символичны. В Nuovo Portello броско представлены концепции времени, движения, ритма и музыки. Территория сада сегодня — 63 тыс. кв. м, но в будущем должна увеличиться до 80 тысяч, также здесь должна появиться сцена  для проведения мероприятий.

Сад состоит из трех холмов, которые символизируют предысторию, историю и настоящее. Первый холм отражает мысль о зарождении галактики, путь к звездам. Высота одного холма составляет 14 метров,  другого — 10, третий  холм со скульптурой в форме ДНК расположен наверху, путь к нему по спирали составляет 500 метров. Холм, посвященный настоящему, имеет форму торта, спираль ДНК традиционно стала символом  наследственности и рождения.  Мощение галькой отображает традиционный итальянский стиль, а водоем зимой планируются использовать в качестве катка. В следующей очереди строительства будет создана сцена для мероприятий. Парк является общественным, собственник участка воплотил проект и передал сад городу, правда, ухаживать за ним продолжает самостоятельно. Парк, для которого характерен сложный рельеф, 22704 кв. метров газонов и 2082 погонных метров живых изгородей, очень дорогой в уходе. В перспективе деньги на это будут выделяться из городского бюджета, чем очень обеспокоена общественность. Но в целом пространство преобразовалось и стало посещаемым, в какой-то степени его можно назвать туристическим объектом».

Мария Грозева, ландшафтный архитектор, София, Болгария:

«Многие ландшафтные архитекторы используют символику в своем творчестве, и Дженкс, как один из наиболее ярких представителей постмодернизма, — не является исключением. В этом саду спираль стала его главным концептуальным элементом, а также земля как стихия. Сад имеет относительно небольшую площадь, где присутствуют зоны активности, призывающие к движению, и пассивные зоны, например, возле водного зеркала.  Зоны при этом связаны между собой, хотя это не всегда заметно, а растения для него вторичны. В то же время  разные виды растений стали геометрическими композициями, которые соединяют  отдельные зоны. Этот специфический дизайн создает потребность к движению в пространстве сада».

Специалисты Петербургской ландшафтной компании "Авилегия":

Светлана Сизова:
«Сад удачно решен по композиции и раскрывает разные видовые точки, для него характерно интересное использование дорожных покрытий и сочетаний между ними».


Людмила Васенко:
«Сад является выражением стремления вверх, к космосу, связи земли и неба. Поднимаясь по холму, можно увидеть,  как в водоеме внизу, будто в зеркале, открываются новые ракурсы. Ассоциация со ступенями жизни, подымаясь по которым, человек развивается».


 

Автор: