Ноэль ван Миерло. Ландшафтный дизайнер. Нидерланды
Из путешествий по миру вынес своё представление о ландшафтной архитектуре Ноэль ван Миерло. Он черпает вдохновение в природе умеренных широт, более скромной, сдержанной, а своё предназначение нашёл в «создании природно-оздоровительных ландшафтов в садах, которые приносят радость».
Лучшая его работа 2019 года — «поразительная интерпретация японской темы» с «дружелюбным дизайном», «невероятным преображением, смелым, законченным, сбалансированным и вдохновляющим».
Идеал Ван Миерло — единение в саду Человека, Природы и Архитектуры. Достичь этого можно мастерством, заботой и вниманием к деталям. Так как редкий дизайнер является «асом во всём», то для реализации смелых идей и создания «продукта высочайшего уровня» разумно объединяться с другими творческими людьми. «Делать всё самому, полагаясь только на свои силы, было модно в прошлом столетии».
Широ Наканэ. Ландшафтный дизайнер. Мастер японского сада, хранитель Императорских садов Японии.
Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что если ты не слушал мастера садового дизайна Широ Накане, не читал хотя бы эту его статью, не видел хотя бы один из созданных им садов, то даже если твой садик уже зарегистрирован в районной управе в звании японского, ты много потерял.
Словосочетание «японский сад», если речь идёт не о Японии, мастер берёт в кавычки, что логично, ведь это «пластическое искусство очень локального географического характера», за пределами страны мы имеем дело с «вариациями на японскую тему».
Неяпонских авторов подобных вариаций Накане призывает глубже постигать тонкости дела, не сводить «японский сад», например, к трём характерным и броским деталям — каменным фонарям, каменным чашам для омовения рук и соснам. Без них, конечно, никуда, но японский сад — это идеализированное представление ландшафта.
Сейчас без сосны трудно представить японский пейзаж, но были времена, когда доминировал лавр с его роскошной зеленью. Фонари и чаши начали использоваться с XVI века, т. е. это сравнительно новые элементы в примерно 1400-летней истории японских садов.
Для японской архитектурной древности характерны тростниковые крыши и необработанные деревянные колонны, установленные прямо в землю — безыскусная простота.
Из Китая приходят здания с черепичными крышами и колоннами, установленными на каменный фундамент — изысканное великолепие. Со временем китайская традиция была ассимилирована и нашла своё завершение в форме сада типа сёин, примыкающего к жилищам самураев, а традиция неброской красоты получила распространение в чайных садах. Два века тому сложился традиционный тип японского сада, предназначенного «и для прогулок, и для услаждения взора».
Японские сады достигли вершин мирового садового искусства и ушли в народ, стали доступны не только верхушке общества, но и массам. Это повлекло за собой увеличение спроса на садовые услуги и товары, садовников и садовую литературу, создание сети питомников. Наряду с этим, появился формальный подход к дизайну, выработались стереотипы, существующие и сегодня. Например, «в садах при резиденциях старинных семейств по всей Японии растут одни и те же деревья» — сосна, кипарисовик туполистный и дуб зубчатый.
Японским садом как образцом классического искусства можно будет наслаждаться и в будущем, классика останется классикой, но «современное возрождение этой классики требует нового развития».
Японские сады не только радуют, но и учат, в особенности тому, как добиться гармонии между архитектурой и окружающей средой.
Дженнис Паркер. Ландшафтный дизайнер, ученица Джона Брукса. США
Талантливая и опытная Дженнис Паркер из Ню-Йорка, учившаяся у Джона Брукса, создавшая за 35 лет десятки садов по всей Америке, тоже «танцует» от земли, начинает работу над созданием сада с детального анализа местности, его истории, окружения.
«Прежде фермеры подстраивали землю под свои нужды с целью извлечения выгоды. Сейчас мы восхваляем красоту и мощь окружающего пространства, пропорции, созданные природой, бережно соединяя архитектуру строений и природные объёмы».
Екатерина Шульце. Ландшафтный дизайнер из Испании и России. Автор ландшафтного проекта на островах
Екатерина Шульце (Испания-Россия) учит как создать ландшафт для резорта мирового уровня на необитаемом острове. За шесть лет её группа создала резервацию из 40 вилл и ландшафтов. Виллы типовые, а ландшафты индивидуальные.
Судя по фразам — «поиск вдохновения всегда идёт от местной культуры, от людей и обычаев» и «Ангкор-Ват — великий источник вдохновения», дело происходило в Камбодже. Ландшафтные колонизаторы исповедуют правило «трёх Э» — Экология, Эстетика и Экономика.
Благодаря тому, что на первом месте экология, сохранена первозданная природа, гости, приближаясь к острову, совершенно не замечают строений.
Между тем предусмотрено всё — променад, пляж, зелёные крыши, сады трав на каждой вилле, органическая ферма.
Дыши, расслабляйся, удивляйся, дотрагивайся, исцеляйся! Сплошной Форест бафинг — лечение пребыванием в лесу. Открывайте и осваивайте необитаемые острова!
Светлана Лаврентьева. Ландшафтный дизайнер. Финляндия
Светлана Лаврентьева из Хельсинки подтверждает, что и в Финляндии ландшафтная архитектура находится в единстве с природой. Финны берегут естественные природные ландшафты, следуют принципу «жизни в окружении природы», их архитекторы используют материалы эстетически и технически соответствующие природному окружению, грамотно работают с местными растениями.
Эта традиция идёт от Алвара Аалто, который видел главную задачу архитектуры в гармонии человека и природы. В 1950-е годы был создан город-сад Тапиола, где природа доминирует, архитектура вторична. По её примеру был построен целый ряд городских районов. И сегодня основным принципом является связь жилых кварталов с окружающим ландшафтом. Для этого используется приём создания подлеска и опушек по аналогии с естественными лесными массивами.
Формируются многоярусные многолетние насаждения, что было как в лесу. Используются горные сосны, рододендроны, лесная брусника, черника, водяника, мхи. В общую композицию включаются выходы скальных пород, берега водоёмов и другие элементы ландшафта. Зачастую работа архитектора становится практически незаметной для наблюдателя.
В настоящее время работа идёт по инерции, а инновационных проектов мало. Тем не менее, один из них предусматривает покрытие растениями участков крыш и стен нового большого жилого комплекса на разной высоте, создание отелей для птиц, пчёл и бабочек.
Яна Голубева. Ландшафтный дизайнер. Россия.
Яна Голубева считает, что Северная Венеция «почти полностью исключила воду из городской жизни» — набережные прикрыты скоростными магистралями, берега спрятаны за промзонами. Лишь малая доля рек и каналов в центре используются для водных прогулок туристов.
Вода — самый недооценённый актив Петербурга. Реки и их берега должны стать пространством для развития и экспериментов, формирования привлекательного образа жизни у воды, возможностью для развития новой городской мобильности и решения транспортных проблем, экологическим ресурсом.
Яна знает, как этого добиться и показывает, как можно благоустроить долины рек Смоленки и Охты.
Эдуард Кичигин. Как научиться скетчингу как профи.
Очень поучительны уроки преподавателя по скетчингу Эдуарда Кичигина, который живёт и работает в Пезаро и обещает «поделиться своим секретом: чтобы сделать красивый набросок, нет необходимости уметь рисовать».
Его метод максимального упрощения форм, фигур, типичных графических элементов позволяет, по его словам, «достаточно быстро добиться некоторых успехов в рисовании». Метод «идеально заточен под задачи ландшафтного архитектора и дизайнера».
Про обучение и итог сказано тремя словами — «красиво, легко и весело». Что ж, это очень по-итальянски. Это и по-русски верно для тех, кто хочет научиться рисовать и имеет к тому способности. И Кичигин говорит, что простейшие элементы (прямые и кривые линии, круг, прямоугольник, треугольник, овал) «можно отработать, добившись в них ощущения уверенной, профессиональной линии за несколько дней или, в некоторых случаях и при правильном алгоритме обучения — часов».
Обещанный секретный, якобы, «рецепт гениальности» на самом деле прост — чтобы сделать красивый набросок, нужно учиться. Идеально, если под началом такого мастера, как Кичигин.
Если вы отработали прямые, кривые, овал и круг, то вам можно уже заняться газоном. Хотим постоянный, долговечный. На картинке он получился низеньким, плотным, зелёным-презелёным, устойчивым к вытаптыванию и прочим напастям.
А теперь послушайте рекомендации Дмитрия Лянгузова, главного по качеству «Русских газонов», как правильно выбрать травы. Требований мы выдвинули так много, что одной травой не получится. Придётся делать смесь, в которой достоинства одной травы дополняют другие. Для долговечного газона подходят только два вида — мятлик луговой и овсяница красная. Мятлик — геройский парень, не боится ни людей, ни сорняков, ни морозов.
Правда, медленно нарастает, не любит расти в тени. К тому же, его сорта привлекательнее и выносливее, чем дикие формы и старые сорта. Овсяница — засухоустойчивая, плотная, неприхотливая, но боится сырости, глинистых почв, не любит, чтобы её топтали.
Прекрасные газоны из полевицы — ползучей, тонкой и собачьей. Но агротехника полевицы отличается от прочих трав, а семена второго и третьего вида не найти. Множество достоинств у райграса пастбищного («чудо, как хорош»), только через 2-3 года такой газон «стареет», становится «кочкастым». Следовательно, вам надо разобраться с травами, их достоинствами и недостатками, понять, чего вы ждёте от газона и тогда уже выбрать готовую смесь или приготовить её самим.
Хороший газон проще сделать из одного вида травы, чем из смеси с некорректно подобранным составом трав. Большинство сортов овсяницы и мятлика из Западной Европы и США можно без особых опасений выращивать в условиях средней полосы и юга РФ.
Совсем не так выбирал газонные травы «усталый и задёрганный прораб» из «Истории одного газона» частного консультанта по садовым работам Сергея Ханевского. Он, «будучи на стройбазе, не забыл купить мешок первых попавшихся семян» и завершил затеянное.
Газон из семян «безымянных», с ближайшего рынка вразвес
Тем не менее, у хозяина хватило терпения ждать, а у Сергея, приставленного к этому бедному газону, знаний и опыта для того, чтобы тот приобрёл достойный вид, чтобы коллега Сергея назвал его «неплохим рулонным газоном», соседи завидовали, а хозяин радовался, глядя на траву и на бегающего по ней босиком внука.
Мох в ландшафтном дизайне
В садах и в городском пространстве есть немало мест, где газон расти не будет или будет расти плохо. Траву там вполне может заменить мох, который переносит и крайнее затенение, недостаток воды, отсутствие плодородной почвы. Алексей Овсянников из Екатеринбурга раскрывает совершенно ещё не используемый нами в озеленении потенциал мхов.
Многие их виды обладают высоким декоративным эффектом. С ними можно работать как на горизонтальной поверхности, так и на вертикальной, полигональной, приподнятой, сложно рельефной. Моховое покрытие будет долгие годы существовать на голом камне, бетоне, асфальте, керамике, древесине. Его не надо косить, удобрять, полоть, поливать. Мхи растут ещё до того, как стает снег и осенью до момента установления снежного покрова.
Мхи — не конкуренты высшим растениям. Их уникальность в том, что они «способны закрепиться и расти там, где не растут растения». Производство панелей из мха освоено в Германии, а в Японии, Южной Корее и Китае «выращивание мхов имеет формат целой промышленной индустрии». Пора бы и нам покрыться мхом, стать мохоморами.
Правила ухода за городскими деревьями
Вячеслав Бушуев, ландшафтный дизайнер из Казани, активно занимается городским озеленением и излагает свои 10 правил по уходу за лиственными деревьями в городе. В принципе это привычный комплекс работ. Некоторые можно легко и кратко пересказать.
Например:
Внекорневые подкормки «проводятся в мае и июне в одной баковой смеси линогумат калийный с хелатом железа». Защитные мероприятия от болезней и вредителей в условиях города сводятся к двукратной обработке фунгицидом Абига-Пик (1,5%) в апреле до открытия почки и в октябре после листопада.
А вот другие правила, особенно касающиеся ухода, обрезки, контроля за состоянием почвы, расписаны подробно с таблицами, расчётами. С ними надо ознакомиться самому.
Читать внимательно!
Внимательно читать следует и правила посадки и ухода в первые годы жизни сосны и ели, изложенные Еленой Евдокимовой.
Они нам в общем известны, интересны детали, а их немало.
А вот материал мастера бонсай, ниваки и художественной обрезки деревьев Андрея Дарусенкова «Мужественность и женственность» не подлежит пересказу, его можно разве что повторить дословно. Здесь важна каждая тонкость, каждый нюанс, а их там несметное число.
Речь идёт о решении задач, связанных с реконструкцией и улучшением взрослых, больших деревьев. Именно такие великаны производят на нас «неизгладимое впечатление», значит, есть ради чего поработать над ним, подарив ему вторую жизнь.
При обрезке автор советует руководствоваться «некоторыми, несложными эстетическими соображениями, происходящими из приёмов искусства бонсай». Читайте статью А. Дарусенкова, вникайте, творите!
Работаем остро!
Зато рекомендации по обслуживанию режущего садового инструмента Кирилла Терехова, мастера ниваки и топиарного искусства из Московской области, называются просто и ясно — «Остро! Точно!» Работаем с инструментом качественным, из высокоуглеродистой стали, импульсной закалки, твёрдого хромирования. Итак, после работы лезвия чистим. На каждый день используем точильные камни средней зернистости # 1000-1500, предварительно замочив их в воде «пару минут». Делаем «2-3 движения с небольшим нажимом по режущей кромке и одно движение с плоской стороны лезвия». После каждой заточки смазываем лезвие полностью, перекрестие и болт маслом камелии высокой вязкости. Инструменты лучше хранить в чехле и без особой надобности не вынимать.
Преуспеть в отрасли и обогнать конкурентов
Познакомился с разделом «Бизнес» и рекомендую его прочитать всем, кто хочет «стать успешным», системно подходить к «разработке дизайн-проекта», узнать «семь секретов управления ландшафтной компанией», как «сотрудничать с дизайнерами в ландшафтном бизнесе» или просто «навести порядок в собственном бизнесе».
В основном специалистам адресуется также и большинство материалов в разделах «Технологии» и «Зелёные крыши». Меня заинтересовали био-водоёмы Веры Лучиани, в которых «вода и растения создают гармонию». Одни растения преимущественно очищают воду (на 200 квадратных метров бассейна требуется 500 растений), другие вырабатывают кислород, третьи затеняют.
Огромный багаж знаний и опыта, накопленный В. Лучиани, позволяют создавать естественные озёра, восстанавливать загрязнённые реки, озёра, каналы.
Как сделать сад красивым ночью
Светлана Чижова проливает «ландшафтный свет» на ночной сад. Она не из тех проектировщиков, которые «работают, не покладая рук, до заката и не видят свои сады в сумерках».
Светлана и её компания заботятся о клиенте, который возвращается домой поздно и должен увидеть в своём саду не «кое-как расставленные фонари, а сказочную картинку, от которой захватывает дух». Подсвечивают стены зданий и подпорные стенки, колонны и заборы, водоёмы и фонтаны, клумбы и деревья.
Делают сады прекрасными не только днём, но и ночью. Да будет свет и цвет!
Надёжные подпорные стенки
Константин Криулин, известный специалист по организации рельефа, вертикальной планировке, ливнёвке и дренажным системам в ландшафтном строительстве предлагает подготовленные им в соавторстве со своими ученицами материал по подбору подпорных стен и экспресс-методику вычисления расхода дождевых вод.
Над крышами... не Парижа - Гамбурга
«Зелёная стрела» долго носилась над «зелёными крышами» Гамбурга и вместе с администрацией города представила обстоятельный обзор, в котором дана структура, указаны типы крыш, данные по строительству, затратам, содержанию, выгодам.
Тайна Суонио из Финляндии изучала живописные, красиво цветущие зелёные крыши Базеля и Цюриха, где они появились ещё в начале 1990-х годов.
Автор отмечает, что при помощи растительности на крышах уменьшается количество атмосферных сточных вод, сами воды очищаются, увеличивается разнообразие городской растительной среды, улучшается качество воздуха, снижается уровень шума, здания охлаждаются летом и утепляются зимой, сами крыши становятся местом обитания насекомых и птиц. Сейчас Тайна занимается озеленением крыш в Хельсинки.
Автоматический полив — экономия воды в тренде
Тодд Полдерман говорит о профессиональном подходе к поливу зелёных крыш, а Мэтью МакАрдл о приёмах экономии воды
Что такое ландшафтный туризм, или для чего люди отправляются в садовые путешествия
Завершает книгу раздел, посвящённый ландшафтному туризму. Его открывают суждения зелёного лучника Дмитрия Баранова, который определяет его как поездки по частным и ботаническим садам, питомникам, паркам и усадьбам, знакомство с рукотворными и природными ландшафтами, с садовой культурой стран и народов.
Знаменитый Энтони Пол с любовью рассказывает о созданном им саде в Воклюзе на севере Прованса. Многие выдающиеся художники живописали ландшафты Прованса, — пишет Пол.
«Я рассматриваю сад, как большой холст, на котором рисую разнообразной палитрой цветов, такими как лаванда и ирис». Он чтит «здешнюю природу, используя в саду местные растения, которые соединяются с обстановкой и окрестностями».
Для Пола характерно «уважение к природе», важно понимание того, что «наша жизнь полностью связана с растениями». Он очарован красотой растений и постоянно «балует себя поиском разнообразных видов растений».
Великолепные ландшафтные туры по неизведанным местам
Елена Колмычок приглашает посетить ботанический сад семьи Кинтцлер, сад орхидей и сад водопадов, ферму лекарственных растений и биологический резерват, топиарные сады Эванжелисто Бланко и каньон Негро, Облачный лес и национальный парк Карара, парк Ланкестер и парк Бугенвиллии в Коста-Рике.
Оксана Куваева пишет об алых маках Иссык-Куля, о красотах весенней Киргизии, о Николае Пржевальском и Чингизе Айтматове.
А ещё приглашает в Хакасию, где она насчитала «более чем 30 тысяч памятников древности», открывает нам парки Абакана, рассказывает о солёном озере Тус, о мегалитах Салбыкской долины. Оксану огорчает, что такой прекрасный край, столь богатый историческими и природными памятниками, пока мало известен.
И меня это тоже огорчает. Ведь поездка, которую предлагает «Зелёная стрела», включает и Саяны, и Енисей, и Саяно-Шушенскую ГЭС, и Шушенское в Красноярском крае, и знаменитый абрикосовый сад Валерия Железова в Саяногорске. Уверяю, что невиданного и неизвестного для вас там вы встретите не меньше, чем в Бразилии.
Словения или Словакия. Как правильно? Правильно - знать!
Был у меня когда-то югославский друг родом из словенского Марибора. Благодаря ему я знаю Словению не только по книгам, проникся уважением к небольшому числом, но крепкому народу, сохранившему свой язык и культуру под многовековым гнётом сильных соседей. Помню, как шутил друг, что ему, мол, обидно, когда его Словению путают со Словакией, разве можно сравнить.
И как серьёзно он говорил о превосходстве Словении и Хорватии над остальными республиками СФРЮ — «национальный доход на душу населения у нас вдвое выше». Потому я и оказался в Альманахе автором материала о стране Словении, её людях и садах. Не знаю, как материал, но тема очень интересная. Пересказывать себя не стану, кто захочет, тот прочитает.
Вот и завершился наш полёт по Ландшафтному Форуму «Зелёная стрела» и одноимённому Альманаху 2019.
А сама «Зелёная стрела» уже устремилась в наступающий 2020 год. За ней не угнаться, надо быть с ней