Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Поездка петербуржцев к Джону Бруксу в сад Денманс ранней весной 2012

Поделиться

На юге Англии, в Западном Сассексе, в любое время года открыт для посещения собственный сад одного из самых известных британских ландшафтных дизайнеров, Джона Брукса. Его сад Денманс (Denmans) - непревзойденный образец современного английского коттеджного стиля.

«Пейзаж по-английски»

 
Сад в нынешних границах существует с 1946 года. Джойс Робинсон, прежняя его хозяйка, увлеченная природными садами, посадила группы деревьев, которые теперь выглядят как уголки естественного леса. С 80-х годов дизайном сада занимается Джон Брукс. Площадь сада – около 1,5 га.
Стиль был задан расположенными в имении зданиями: переделанной под элегантное жилье бывшей конюшней с возвышающейся «часовой башней», отреставрированной викторианской оранжереей и небольшим коттеджем.
Широкие желтые гравийные дорожки плавно огибают лужайки и ведут по всем «зеленым комнатам»: освещенным солнцем и засаженным злаками, тенистым – с группами вечнозеленых азалий, баданов и хост. Северные леса напомнит группа берез, подчеркнутая сочной зеленью тиса. Пройдя, казалось бы, весь сад, снова и снова находишь незамеченные ранее группы растений и новые ракурсы: то непроходимые лесные заросли, то подогретые солнцем скамейки с видами на зеленые лужайки или уходящие в перспективу дорожки. Сад имеет незначительный уклон, в его нижней части вырыт небольшой пруд, засаженный аиром татарским. Я посетила сад в начале марта, на исходе мягкой английской зимы, когда на солнечных лужайках распускаются нарциссы, а на фоне гравия сухого ручья синеют гиацинты. В это время года сад украшают не только вечнозеленые самшиты, азалии и тисы, но и растения с яркой корой – розовые и желтые прутья подстриженных «на пень» кустов дерена сибирского, бледно-розовые гладкие стволы хлебного дерева, молодые березы. Добавляют цвета пейзажу покрашенные в различные оттенки глубокого синего скамейки (все оттенки этого цвета очень любимы Джоном Бруксом). В старинных английских поместьях обязательным элементом был и обнесенный со всех сторон кирпичными стенами «сад за стеной». Там, в недоступном для посторонних взглядов уголке, размещался огород. Но Джон Брукс не стал последователем современной моды на выращивание овощей. Он говорит, что вполне удовлетворен ассортиментом ближайшего супермаркета. В закрытом саду, используя особенности местной малоплодородной
и легкопроницаемой известковой почвы, дизайнер создал гравийный средиземноморский сад с артишоками, драценами и злаками. Но и эта часть участка выглядит очень по-английски благодаря симметрично расположенным по разным сторонам шарам стриженого самшита, опорам-обелискам для вьющихся растений, крашеной деревянной скамейке в конце дорожки, да и самим старинным, покрытым мхом стенам с арочным входом.
Декоративные элементы сада более чем традиционны. Покрытые патиной бронзовые скульптуры мальчиков, каменная скамья, «стая» уток, как будто сошедшая со страниц детских книжек Беатрикс Поттер, средиземноморские амфоры с новозеландским льном, покрытые мхом стены каменного бассейна. Перенесенные на другую почву, такие элементы казались бы слишком нарочитыми признаками стилизации под английский коттеджный сад, но в Денмансе это – высокий стиль Мастера.
 
Статья Елены Маркитантовой
Фото: Елена Маркитантова, Ольга Черданцева

«Зелёное пространство Джона Брукса»

 
Англичанин Джон Брукс знаменит как автор множества великолепных садов и книг по различным аспектам дизайна сада. Он разработал собственную методику ландшафтного проектирования, превращающую дом и окружающее его пространство в гармоничное целое. За профессиональные достижения получил от королевы Елизаветы II звание  кавалера Ордена Британской империи.
 
Откуда у вас возник интерес к растениям, к обустройству садов? Это из детства или сформировалось уже в более зрелом возрасте?
 
Прежде всего я садовый дизайнер, что имеет отношение к созданию пространства, которое люди могут использовать, и только во вторую очередь – к украшению его растениями. Поэтому они не являются моим главным приоритетом и профессионально интересуют меня лишь в той степени, в какой помогают моему дизайну. А интерес к дизайнерской работе проснулся еще в детстве. Я хотел иметь собственную ферму, но отец прямо сказал мне, что не может себе позволить ее купить, так что свой интерес я перенес на занятия садоводством. А поскольку в нашей семье есть артистическая жилка, это помогло мне открыть для себя ландшафтный дизайн. 
 
Каким был ваш первый сад?
 
Это был сад у нашего дома. Время тогда было военное, и его большая часть была занята овощами. А в нижней части сада жили куры и был небольшой прудик, который тогда меня особенно привлекал.
 
Наши российские просторы – это бесконечные кусочки земли, засаженные картошкой и разбитые на грядки. Вообще есть ли смысл делать проекты для шести соток?
Использование сада для отдыха и умение ценить его за эстетические качества связано с социальными переменами. Ваши бесконечные мелкие участки были обусловлены насущной необходимостью выращивать собственные продукты питания. Только с возникновением среднего класса (у нас в Великобритании он зародился в начале XIX века в связи с индустриализацией) появились дома лучшего качества с прилегающими пространствами для садов.
Садовое пространство только для того, чтобы посидеть на солнышке, вы можете создать даже размером со столешницу – как балкон, но с высаженными растениями. Полагаю, что это зависит от того, в какой части России вы живете и как часто его используете.
 
Что бы вы посоветовали владельцам земли, решившим пригласить ландшафтного дизайнера?
 
Привлекая дизайнера, клиент уже принимает важное решение. Вы должны ввести его в курс дела, рассказать о том, что вы как клиент хотите получить. Дизайнер ведь не волшебник, поэтому вам придется поговорить с ним. Пусть увидит интерьер вашего дома (что видно из окон и откуда есть доступ в сад) и вообще, пусть он узнает ваши интересы. К примеру, любите ли вы садоводство. Если нет, подумайте, то кто будет за всем этим ухаживать после посадки, ведь растения требуют внимания.
 
Несколько советов читателям нашего журнала, которые задумали переделать свои старые сады и сделать их более современными.
 
Вы, как я подозреваю, хотите научить читателей, как выращивать растения. Я хочу рассказать им о садовом дизайне, о линии, балансе, пропорции, материалах и создании основы сада. Только потом наступает время выбора растительного материала, который тоже в первую очередь связан с созданием объема, масштаба. Это все имеет мало отношения к цветочкам. Что такого особенного в «более современном»? Для начала важно путешествовать, учиться видеть и читать книги. А потом решить, что хочется видеть именно у себя, но такое, к чему можно реально стремиться.
 
В нашем представлении Англия – страна, где у всех жителей «зеленые пальцы». Так ли это?
 
«Зеленые пальцы» все больше становятся мифом, так как многие уже в течение трех-четырех поколений живут в квартирах, а понятие это сохранилось с тех времен, когда большинство жило в загородных домах. Сельские жители, я думаю, еще сохранили «чувство» растений и умение ценить сады, особенно с возрастом. Однако и молодые семьи все чаще занимаются выращиванием трав и овощей, уделяя больше внимания диете и здоровью. Это новые арендаторы земельных наделов, и я подозреваю, что это немножко дань моде. Следует также помнить, что в Англии ежегодно открывают тысячи частных садов для публики как средство сбора благотворительных средств, так что есть где поучиться.
 
Современный огород – это правильные грядки или некая смесь из цветов и овощей?
 
В выращивании овощей рядами есть смысл, потому что это удобно, хотя все больше практикуются и приподнятые грядки для более легкого доступа к растениям.
 
Сад в городе и сад при сельском доме – есть ли между ними различия?
 
Между городскими и деревенскими садами огромная разница. Городские ограждают от урбанистической среды и «направлены» внутрь себя, а сельские в значительной степени подвержены влиянию того, что их окружает. А вот пригородные зачастую не знают, каким путем идти! Кроме того, многое зависит и от стиля дома, от владельца и местоположения. 
 
Существует ли, на ваш взгляд, разница в подходе при проектировании сада у архитекторов-мужчин и архитекторов-женщин? Можно ли сказать: вот «мужской» сад, а вот «женский»?
 
Очень «женский» вопрос! Кстати, интересно, что большинство великих дизайнеров ХХ века – мужчины, да и сейчас остается по-прежнему. А большинство лучших садовников и авторов книг о растениях – женщины. Но для дизайнера это не должно иметь никакого значения. Это клиент задает условия и определяет, «кто носит брюки в семье»!
 
Вы уже не первый год приезжаете в Россию. Изменились ли за эти годы российские сады?
 
Я посетил Россию несколько раз, но никто не показывал мне садов, так как свои лекции я читал зимой. Видел только несколько великолепных реставраций больших парков. Но я хочу спросить: русские что, не смотрят из окон по шесть месяцев в году? Похоже на то! Еще я заметил на весенней выставке в Москве, что было очень мало небольших шоу-садов. А если и были, то полные искусственных цветов, когда я желал быть сражен ароматом цветущих там ранних луковичных! Но при этом были павильоны, полные барбекю, джакузи, печей для пиццы и дорогой садовой мебели. Все импортированное из Германии. Так что, предположительно, кто-то покупает 
эти вещи.
 
Существует ли понятие «садовой моды», и если да, то каковы, на ваш взгляд, тренды нынешнего сезона?
 
Да, есть мода в садоводстве и мода на растения. Одно время было чрезвычайно модно использовать травы в сочетании с многолетниками, теперь это уже идет на убыль. Потом был «вид прерии», затем «лужайка с дикорастущими цветами». Ничто из этого не годилось для маленьких садов. В связи с глобальным потеплением 
и усиливающимися у нас проблемами засухи растения с сизой листвой, нуждающиеся в небольшом количестве воды, наряду с пряными травами пользуются популярностью. Я уже упоминал моду на выращивание овощей. Еще существует все усиливающаяся тенденция возврата к экологическому садоводству, когда делается то, что правильно для вашей почвы, вашего климата, вашей местности с некоторым учетом требований окружающей дикой природы. Это все связано с тем, что мы обсуждали раньше, ведь нужно три-четыре поколения, чтобы покинуть землю, уехать в город и добиться там успеха, а затем вновь решить вернуться к земле, причем вероятнее всего 
в современной пригородной зоне.
 
Занятие садоводством меняет человека?
 
Думаю, что садоводство делает садовника более терпимым и очень успокаивает. Оно требует времени, и здесь невозможны подделки.
 
Гертруда Джекилл утверждала, что «каждому саду нужна своя пергола». А в чем, по вашему мнению, нуждается каждый сад?
 
Каждый сад нуждается в садовнике!
 
На одной сотке или на одном гектаре – где вам интереснее работать?
 
Какую работу вы имеете в виду? Моя карьера – дизайнерская, но мое любимое увлечение – занятие садоводством в своем саду в Денмансе. Это очень разные вещи. Я предпочитаю делать дизайн более крупных объектов, но это не главное. Значительно важнее, нравится ли мне клиент, находимся ли мы с ним на одной волне. Садоводством же я предпочитаю заниматься на более крупном пространстве.
 
Создавая свои сады в разных частях света, вы, наверное, были свидетелем постепенного изменения окружающих территорий. Какое влияние такое улучшение окружающей среды и увеличение количества садов в округе имеет на повседневную жизнь людей?
 
Об этом уже написаны тома! Все может быть очень по-разному. Среда общественного сада имеет огромное влияние, и не всегда позитивное. Парк – место, где происходят и грабежи, и бесцельное времяпрепровождение, но, в то же время, это пространство для игр и хорошего отдыха. Однако приятно провести время можно 
и в маленьком саду, когда летом он становится дополнительным жилым пространством – комнатой на свежем воздухе!
 
Беседовала Екатерина Петрова
Фото: Елена Маркитантова, Ольга Черданцева
Статья из журнала "Усадьба"
 
5 сентября 2012 года