Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Современный ландшафтный свет. Как сделать правильно

Поделиться

Сады меняются в течение года. Ландшафтные дизайнеры проектируют их так, чтобы они были декоративны во все сезоны. Но сады меняются и в течение дня! После заката солнца все становится по-другому.

Часто проектировщики забывают о темном времени суток. Они работают, не покладая рук, до заката. Потом уезжают домой и не видят свои сады в сумерках. А заказчик, наоборот, приезжает с работы вечером. Что он будет видеть? Темный участок? Кое-как расставленные фонари? Или сказочную картинку, от которой захватывает дух?

Один и тот же сад днем и ночью выглядит совершенно по-разному. Это всегда вызывает восторг и ощущение присутствия какого-то волшебства. И эту сказку создаем мы – ландшафтные творцы. Днем люди видят сады такими, как они есть. А ночью – такими, какими мы их показываем.
Мы должны продумывать ночную картинку сада еще на стадии проектирования, после утверждения общей концепции и дендроплана.

В первую очередь мы проектируем функциональное освещение. То есть свет, необходимый для безопасности и удобства. Человек ночью должен видеть, куда он идет, где находятся дорожки, ступеньки, беседки. Для этого мы размещаем вдоль маршрутов точки света на приблизительно равном расстоянии.

Сколько метров будет между светильниками зависит от их модели и от того, хотим ли мы осветить дорожку ярко, или же хотим создать романтичную обстановку. Каждый раз, проектируя сад, мы должны учитывать особенности территории, климата и природных условий.

Для определения расстояния между светильниками надо учитывать их высоту и форму. Если головка фонаря устроена так, что свет выходит во все стороны, он будет освещать вокруг себя большое пространство. 

Это самый неудачный для ландшафта тип светильников. Давая много света вокруг себя, такие фонари слепят нас. Взглянув на источник яркого света, мы потом ничего не видим за пределами его светового пятна. Большая часть сада остается для нас темным пространством, где мы не можем разобрать детали. Более правильный тип светильников светит вниз. Они могут быть в виде шляпки, буквы «Г» или с вращающейся головкой. 

Свет от этих фонарей не слепит глаза

Мы видим мягкий свет, отраженный от поверхностей и предметов (мощения, растений). Эти светильники показывают нам, куда идти, хорошо освещают маршрут, но при этом не мешают видеть то, что находится далеко от дорожки.

Если у нас есть подпорные стенки, то их можно использовать для размещения встроенных светильников вместо фонариков на ножках. Тут есть много плюсов. Встроенные светильники одновременно подсвечивают дорожки, выделяют рельеф, не занимают места и стоят дешевле.

Такой светильник должен иметь насадку, которая направляет лучи вниз

С помощью нее можно регулировать размер пятна света под светильником. Если источник света не имеет насадки, то он будет ослеплять.

Так же мы используем конструкции (арки, перголы, шпалеры) в саду. На них можно разместить источники света в виде подвесных фонариков или бра. Закладывая их в проект, надо не забывать о габаритах светильников и самих конструкций, чтобы люди не задевали их головой, чтобы лампочка не оказалась на уровне глаз.

Плохо смотрятся фонари, торчащие посреди газона. Это некрасиво и затрудняет уход за садом

Если мы видим такую картину, то скорее всего, светом в саду занимался электрик, а не ландшафтный дизайнер. Хорошая система освещения в саду днем не должна быть заметна. Стараемся делать ее максимально деликатной. Мы должны видеть свет, а не светильники.

Обязательно должны быть хорошо подсвечены ступени. Это необходимо, во-первых, для безопасности. Во-вторых, красиво выделает разные уровни рельефа.

Еще один вид функционального света – это свет в беседках. Если это место для проведения семейных мероприятий, размещения летней кухни, то света должно быть много. Тут мы используем потолочные светильники и бра. Если это романтическая беседка для уединения, то даем туда света минимально. Беседка как малая архитектурная форма должны быть подсвечена и снаружи. Это очень хорошо, когда в саду есть не только растения, но и красивые постройки.

Когда мы разобрались с проектом функционального света, начинаем проектировать декоративную подсветку. Именно она дает нам возможность создать для заказчика волшебную сказку в саду. Мы подсвечиваем кустарники, деревья, цветы, фонтаны и другие элементы сада.

Светлые предметы отражают лучше. Нам выгодно использовать стены зданий, колонны, заборы, подпорные стенки. Если мы направляем на них лучи, получаем отраженный мягкий рассеянный свет. А что отражает лучше всего? Зеркало.

Обычные зеркала в саду используют редко, хотя это очень интересный прием, позволяющий добавить изюминку. Но у нас часто есть натуральное зеркало – поверхность воды.

Подсвечивая растения на берегу водоема, мы получаем почти в два раза больше света. Часть лучей уйдет в воду, а часть отразится. Из школьного курса физики все помнят, что угол падения равен углу отражения. Это значит, что чем ближе к краю пруда мы будем находиться, тем более высокие предметы можем увидеть отраженными в воде.
Конечно, больше всего декоративной подсветки мы применяем на растениях. Самые красивые виды получаются, когда мы не заливаем светом все подряд, а выделяем отдельные акцентные растения или группы. Хорошо, если они будут находиться на разном удалении от точки обзора. Так мы подчеркиваем глубину пространства.

Для подсветки растений мы используем специальные прожекторы разной формы. Они отличаются мощностью светового потока и углом расхождения луча. Выбор зависит от размера растения и от того, какого эффекта мы хотим достичь. У дорогих светильников можно менять насадки, фильтры. Дополнительно устанавливать линзы, которые дадут более широкий или более узкий луч и позволят сделать очень точную настройку светового сценария.

Широкоугольные светильники используются для подсветки живых изгородей, групп растений, какого-то фона. Они обычно имеют форму прямоугольника. Их еще называют заливающими светильниками. В отличие от акцентирующих светильников, которые имеют форму трубки и дают узкий луч. Такими светильниками можно выделять отдельное растение в группе, подсвечивать растения с узкой пирамидальной кроной.

Различные эффекты можно получить, размещая светильники перед растением, вблизи него с направление луча вверх, за растением, над растением.
Очень большие возможности для творчества возникают, если к свету еще добавить цвет. Если раньше цвет можно было получить только при помощи фильтра, и он оставался неизменным, то сейчас, используя светодиоды и декодерную систему, мы можем получать от одной лампы любые оттенки и менять сценарии во времени.

Такая подсветка вызывает у дизайнеров всплеск идей, а у заказчиков неизменный восторг. Сердце системы – блок управления. На нем мы можем устанавливать программы, менять цвета и оттенки, программировать время включения/выключения, интенсивность света. Есть функция, когда все цвета спектра плавно перетекают один в другой. Еще удобнее это делать на своем мобильном телефоне, скачав специальное бесплатное приложение. Систему умного ландшафтного света можно устанавливать как на этапе строительства сада, так и в уже готовом саду.

Мы можем достигать разных эффектов, включая и выключая отдельные светильники, выделяя и пряча разные растения. Можно выделять цветом не все, а только некоторые растения, сделав их акцентами в ночной композиции. Возможности практически не ограничены. Получается очень красиво. Поздней осенью, зимой, ранней весной, когда деревья сбросили листья, когда дни короткие, и темнеет рано цветная подсветка очень кстати.

Пусть ваши сады будут прекрасны и днем, и ночью!

Светлана Чижова,
арт-директор компании «Ландшафтное Искусство»