Журнал "Зелёная стрела"
Меню раздела

Кто посадил злаки Либескинду

Поделиться

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

Раса Лавринавичене - ландшафтный дизайнер из Литвы, и мы давно собирались написать о ней. В этом году пышно зазеленел концептуальный сад у вильнюсского Музея современного искусства - проектировала его как раз Раса! Читайте ее рассказ и про этот проект, и про собственный экспериментальный сад


Мой личный сад под Вильнюсом занимает около 30 соток. Я начала его высаживать 17 лет назад, хотя с питомниками работаю уже 22 года.

Мой сад построен по принципу, который я обычно не рекомендую другим, у него нет продуманной структуры. На самом деле это сад коллекционера - все эти годы моей целью было попробовать как можно больше растений. И каждый коллекционер растений знает, что независимо от того, много или мало у тебя места, ты всегда найдешь, куда устроить одного или десять новичков ... Когда-то участок был зеленым полем, а затем превратился в почти 30 акров газона, этот газон год за годом сжимался, уступая место новым цветникам.

Моя «растительные» пристрастия тоже изменились. Были целые периоды влюбленности в розы, лилии, ирисы. Пока я, наконец, не остановилась на натуралистическом стиле (он же «голландская волна» или «новая волна») и его характерной гамме растений - декоративных травах с вероникаструмом, кровохлебкой, посконником и синеголовником. Поэтому неудивительно, что внешний вид моего сада стал более естественным. Конечно, это не похоже на дикий луг, но в больших клумбах все растет почти бесконтрольно. Я позволяю многим растениям сеяться, весной «редактируя», кому суждено остаться. Я позволяю другим свободно разрастаться, даже если они вытесняют более слабых соседей.

Конечно, весной, в начале лета нет недостатка в цветах. Цветут сотни тюльпанов, пионов, тысячелистника и многие другие красоты раннего лета. Но приближается осень, зелени становится меньше, коричневатые тона усиливаются, и силуэты и текстуры умирающих растений начинают играть первую скрипку. И чем дальше, тем больше этой яркой тоски осени, и она всегда находит отклик в моем сердце...


MO Museum - Музей современного искусства в Вильнюсе, построенный по частной инициативе Виктора Буткуса и Данголе Буткиене. Это впечатляющая пара - ученые и меценаты, собравшие больше 5000 работ литовских художников начиная с 50-х годов (живопись, скульптура, графика, фотография). Около десяти лет музей функционировал без своего здания, а затем проект заказали Даниэлю Либескинду! Площадка выбрана центровая, когда-то здесь был культовый кинотеатр «Летува» (буквы из его вывески до сих пор украшают музейный сад как дань старому духу этого места).

Новое здание было спроектировано международной архитектурной фирмой Studio Libeskind при содействии литовской команды архитекторов DO architects (это очень интересная команда, и мы показывали вот здесь один из их проектов).

Музей открылся почти год назад, а к нынешней осени это уже один из самых популярных объектов в Вильнюсе. Над садом работала Раса Лавринавичене.


Раса Лавринавичене рассказывает:

“Супруги Буткус много путешествуют по миру, посещают художественные музеи и всегда наблюдают за контекстом, в котором эти музеи находятся. В Париже Дангуоле была покорена музейным садом на набережной Бранли, его особой размытой гармонией. Проектировал сад выдающийся ландшафтный архитектор Жиль Клеман. Поскольку большая часть этого сада затенена, в нем преобладают не цветы, а различные оттенки зеленого и фактуры.

У нашего музея МО по проекту Либескинда также была запланирована небольшая площадь, и вскоре появилась идея посвятить это пространство показу работ литовских скульпторов. Сейчас в саду скульптур экспонируются произведения современной литовской скульптуры М.Навакаса, В.Урбанавичюса, К.Ярошевайте и П.Мазура. Для меня было большой честью заполнить этот проект растениями.

Общая площадь зеленых насаждений музея МО невелика - около 600 кв.м. Территория состоит из трех отдельных частей - небольшого склона на южной стороне, зеленого склона на официальной парковке (закрытой для публики) и, самое главное, сада скульптур”.

Южной склон очень сильно нагревается, поэтому здесь царит минимализм: многоствольные гималайские березы (Betula utilis)
споробол раскидистый (Sporobolus heterolepis) и акант мягкий (Acanthus mollis).
Кстати, акант здесь не случаен - мотив листьев этого растения широко использовался в древнегреческом искусстве и архитектуре.

Паркинг - закрытая территория, но нагрузка здесь тоже есть, выбор Расы для этого участка:

гортензия метельчатая сорта Limelight
спирея серая Grefsheim
горянка разноцветная Сульфуреум (Epimedium versicolor Sulphureum)
барвинок малый (Vinca minor)

Этой осенью планируется добавить 8 тысяч луковичных растений - тюльпаны и крокусы.

“Сад скульптур” - основная площадка, но она почти вся в тени, поэтому Раса работала прежде всего с фактурами и оттенками зелени. Весной - это роскошный ковер из 18 тыс. луковичных (хотя обошлись без крупноцветковых тюльпанов), летом картина поспокойнее. Растут и радуют глаз

бруннера Sea Heart
синяя медуница (Pulmonaria)
белая астранция (Astrantia)
волжанка двудомная
белая анемона (Anemone x hybrida Honorine Jobert)
астра растопыренная (Aster divaricatus)

и конечно, большие массивы злаков:
хаконехлоя большая (Hakonechloa macra),
молиния голубая (Molinia caerulea Heidebraut)
споробол раскидистый (Sporobolus heterolepis)
акцентами здесь служат выскочки Allium christophii


Деревья для маленького тенистого участка были выбраны изящные и медленнорастущие - морозостойкая звездчатая магнолия (Magnolia stellata) и три дерена коуза, они же кизилы японские (Cornus kousa).

 

Оригинал статьи по этой ссылке